Пользовательского поиска

едином царстве... и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!" Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь "во всей поднебесной есть христианам царь" и является "сохранителем... святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве". Однако Филофей отнюдь не предлагал великому князю силою меча привести все христианские земли под свою власть. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения, он призвал великого князя "хорошо урядить своё царство" — искоренить в нём несправедливость, немилосердие и обиды. Идеи Филофея в совокупности составили так называемую теорию "Москва — третий Рим". И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений — о богоизбранности России, став вехой в развитии русской общественной мысли.

Идеология единого Московского государства, основа которой была заложена во второй половине XV – начале XVI вв., продолжала развиваться в XVI – XVII столетиях, приобретая более законченные и вместе с тем неподвижные, окостеневшие формы. О первых же десятилетиях её создания напоминают величественные соборы Московского Кремля и гордый двуглавый орёл, в начале 90-х гг. XX столетия вновь ставший государственным гербом России.

Библиографический список

  1. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века. М: Просвещение, 1995.
  2. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М: Мысль, 1993.
  3. Харенберг Б. Хроника человечества. М: Большая энциклопедия, 1996.
  4. Отечественная история /под ред. Мунчаева Ш. М./. М, 1994.
  5. Советская историческая энциклопедия.
  6. Чизхолм Д. Мировая история в датах. М: Росмен, 1994.

Энциклопедия для детей: т. 5, ч. 1 (История России и ее ближайших соседей) /сост. С. Т. Исмаилова/. М: Аванта+, 1995.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта