Пользовательского поиска
|
неведомые
ранее бездны человеческой души; наконец, фантастический гротеск в качестве
сатирического приема, используется автором не только и не столько в собственно
сатирических рассказах — наиболее ярко он проявляется именно в “страшных”
новеллах писателя, придавая им еще большую глубину (не случайно Бирс
впоследствии переносил некоторые рассказы из одного сборника в другой).
Бирс дополнил
жанр американской романтической новеллы новыми художественными приемами и
привнес в новеллистику реалистичность в подаче образов, пристрастие к
достоверности, жесткость суждений, презрение к “возвышающему обману”. Его
новеллы кратки и эмоционально ярки.
Псевдоразвязка
в его новеллах являла собой предварительное разрешение конфликта, положенного в
основу сюжета, развязка же истинная развенчивала мнимый хэппи-энд и окрашивала
повествование в трагические тона.
Основываясь на
теории жанра психологической новеллы, предложенной в свое время По, Амброз
Грегори Бирс создавал свои новеллы, обладающие рядом особых, лишь ему
свойственных характерных черт, что позволяет говорить о нем как о художнике
оригинальном.
Теорию жанра
По Бирс принял как руководство к действию, а не догму, экспериментируя в сфере
композиции рассказа, углубляя и разрабатывая новеллистические принципы По.
Эмоциональный
фон новелл Амброза Бирса звучал резковато на фоне настроений, которые
преобладали в тогдашней Америке и в ее литературе, пока еще далеко не
растративших веры в прекрасный завтрашний день. Пройдет всего десять лет, и
мрачные, сардонические интонации Бирса с удвоенной силой откликнутся в
памфлетах самого, казалось бы, жизнелюбивого из американских писателей той поры
Марка Твена. Бирс словно предвидел этот переворот в мироощущении, на рубеже
столетий сделавшийся если не массовым, то характерным и бескомпромиссным.
Детализированное
изучение ряда новелл А. Бирса позволяет сделать вывод о сознательном
использовании писателем художественных приемов в психологических и сатирических
новеллах для усиления “эффекта впечатления”. В этом проявилась оригинальность
мышления Бирса, его творческий мир, жизненное восприятие.