Пользовательского поиска
|
абсолютно. Он
отрицает богатство и религию, государственное устройство, веру в прогресс,
достижения научно-технической мысли, моду, понятие о дружбе, любви и
привязанности.
В разработке
сатирических приемов и художественных средств Бирс, безусловно, также во многом
следовал за Э. По. Для писателей характерна общая идеологическая
направленность, лежащая в основе их сатирического видения. Оба в равной степени
выделялись из общего числа критиков буржуазной действительности абсолютной
непримиримостью и неприятием самих принципов, заложенных в основу построения
буржуазного общества. И По, и Бирс отрицали общепринятые представления о
возможности функционирования общества равных возможностей, не веря в то, что у
их современников не вызывало никаких сомнений. Свобода политической
деятельности, всеобщее избирательное право как средство достижения
общественного согласия, целесообразность принципа большинства — все это
воспринималось как наивысшие достижения человечества, положившие конец вековой
социальной несправедливости. Бирс вслед за По приходит к выводу об ошибочности
такого суждения. Можно говорить о прямом заимствовании Бирсом отдельных
сатирических элементов, используемых По. Обоим писателям свойственна
однозначная позиция: все связанное с социально-политическим устройством
демократического государства представлено в их сатирических произведениях
исключительно в негативных тонах.
Американские
романтики, наряду с критическим отношением к действительности, были склонны к
изображению в качестве своеобразного примера для подражания, некого идеального
утопического общества, противопоставленного современной цивилизации (индейцы в романах
Купера, туземный рай племени тайпи Мелвилла). В их сознании существовало как бы
два понятия о демократии — одно соотносилось с действительностью, другое — с
неким более или менее абстрактным идеалом, к которому и надлежало стремиться. Все,
кроме По и позже Бирса.
Подобный пессимизм Бирса проистекал из его уверенности в изначально порочной сущности человека. Богатый жизненный опыт лишь укреплял эту уверенность. В этом убеждении коренятся причины приверженности Бирса к теории цикличного развития цивилизации, согласно которой человечество, пройдя определенный путь развития, вновь возвращается к первобытному состоянию. Прогресс условен и может носить лишь научно-технический характер, не