Пользовательского поиска
|
определении
американской романтической новеллы. Свою теорию жанра По изложил в трех
критических статьях о Готорне, опубликованных в 40-х годах XIX века и в
статье “Философия творчества” в 1846 году. Многие, пытавшиеся работать в этом
жанре, “едва подозревали, что между романом и новеллой есть иная разница, кроме
числа страниц”.
Основным
считалось создание у читателя мощного эмоционального впечатления. Это
создаваемое в сознании читателя в кульминационный момент эмоциональное
потрясение, которому служат все средства, находящиеся в арсенале художника, сам
По называл “totality effect”. “Основополагающим принципом для этого являлось
правильное построение композиции произведения и подбор художественных средств,
которые наилучшим способом служили бы созданию основного эффекта”. По мысли По,
наступление эффекта должно совпадать с кульминационным моментом рассказа. После
чего неожиданные драматические развязки его произведений вызывали неизгладимое
эмоциональное впечатление в сознании читателей. Главной целью автора становится
при этом максимально возможное эмоциональное давление. Эта задача подчиняет
себе все основные параметры произведения и весь арсенал художественных средств
автора. В связи с чем решительное предпочтение отдавалось малым формам —
рассказам, которые можно прочитать за один присест, тогда как восприятие романа
или поэмы неизбежно прерывается и дробиться, учитывая тот факт, что человек не
может длительное время испытывать напряженные эмоции. Степень волнения, которая
дает произведению право называться поэтическим, не может постоянно сохраняться
в произведении большого объема. Душа находится во власти автора лишь в течение
того часа, когда происходит чтение.
Во всем произведении, по логике Э. По, также не должно быть ни единого слова, которое прямо или косвенно не вело бы к единой задуманной цели. Любая деталь играет огромную роль и ни одной нельзя пренебрегать. Тонкая, едва заметная трещина на фасаде дома Ашеров символизирует тот едва начавшийся процесс распада, окончившийся полным разрушением особняка (трещина сыграет в этом роковую роль). Во всех новеллах По сюжет строится движением вспять — от сердцевины основного задуманного эффекта. Автор прежде всего, предопределяет финал рассказа, момент наивысшего напряжения, катастрофу или разрешение загадки, которая впоследствии свяжет и объединит предшествующие детали. Художник строит сюжет, группируя вокруг центра