Пользовательского поиска
|
Сатирический
гротеск представлял собой совершенно особый фон изображению событий в рассказах
автора — столь неожиданное и оригинальное использование этого приема как нельзя
более органично вписывалось в эстетику Бирса, что позволяет нам не соглашаться
с некоторыми критиками, чересчур жестко разграничивающими по тематике новеллы
Бирса на “страшные” (иногда соединяемые с военными) и сатирические. Благодаря
такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое
конкретным рассказом, заметно усиливалось.
Бирс занимает
позицию отстраненного наблюдателя, бесстрастно запечатлевающего картины нравов
морально деградирующего общества, где возможны самые аморальные с точки зрения
общепринятых представлений о нравственности события (в рассказе “Город почивших”
гротеск достигает чудовищной силы, доводя ситуацию до абсурда). В своих
новеллах он дает шаржированные образы, которые являются в тоже время
типическими. Так, переосмысливая безудержный азарт “грюндерства”, когда
создавалось великое множество разных трестов-мыльных пузырей, Бирс создает
рассказ “Город почивших” о тресте под названием “Гомолин”. Гротеск Бирса остро
социален. Герой рассказа, открыв ту истину, что “он беден потому, что работал”,
оказывает услугу знаменитому фальшивомонетчику и добывает себе диплом врача. И
вот врач-шарлатан начинает делать деньги. Своим невежеством он губит людей, так
что в городе резко повышается смертность населения. Одновременно он покупает
большой участок земли и устраивает новое кладбище. “Я приобрел также очень
доходные мраморные мастерские по ту сторону кладбища и обширную цветочную
плантацию по другую. Короче, я занялся весьма процветающим бизнесом”.
В самом деле,
герой отправляет людей на тот свет, он же поставляет венки и мраморные
памятники и предоставляет место на кладбище. Более того, выясняется, что герой
использует возможности до дна: он ухитряется часть трупов продавать в
анатомические театры, а другую — на производство мыла (в могилы же опускаются
пустые гробы). “Я приобрел фабрики мыла по всей стране и пустил их на полный
ход. Превосходство моего туалетного мыла было засвидетельствовано десятками
экспертов”.
Какая злая
сатира на деятельность монополистов, создававших “вертикальные” и “цепные”
тресты, и какой зловещий смысл имеет рассказ! С точки зрения
предпринимательства герой идеально поставил дело, прямо-таки гениально. Но как
это дико с обычной человеческой точки зрения!