Пользовательского поиска
|
принадлежит к
области фантазии”. Эффект неожиданности работал в сфере эмоционального
воздействия, помогая достигать той высокой степени эмоционального потрясения, к
которой одинаково стремились и По и Бирс, предавая ему основополагающее
значение.
Амброз Бирс —
блестящий мастер интриги, в этом он не уступает своему великому
предшественнику. Используя прием двойной концовки, Бирс переворачивает исходную
ситуацию так, что финал рассказа оказывается полной неожиданностью для
обескураженного читателя. Новеллы то и дело разрешаются неожиданной и очень
часто разоблачительной для героя развязкой, которая вскрывает всю мнимость
устрашающих пугал и чучел. Писатель часто ссылался на своих же героев и
события, с ними происходящие, как на нечто вполне реальное, тем самым усиливая
эффект погруженности в вымышленную среду и достигая удивительной достоверности.
4. Общность художественных приемов в “страшных” и
сатирических рассказах Амброза Бирса
Значительную
часть художественного наследия А. Бирса составляют произведения сатирического
характера. Если за Э. По прочно закрепилась слава “поэта смерти”, воспевающего
темные стороны бытия, то Амброз Бирс в первую очередь известен как
писатель-сатирик. Без рассмотрения этой стороны творчества представление о
литературном наследии Бирса останется неполным. Сатирическая традиция в
романтической литературе и, в частности, в литературе американского романтизма,
напрямую связана с традицией Просвещения. Вольтер, Дефо, Свифт, Монтескье
определили общую идеологическую направленность сатиры в эпоху Просвещения.
Безжалостному
осмеянию подверглись бездуховность, мир прагматизма и стяжательства, падение нравственности.
Критика социальных пороков цивилизации занимала не последнее место в творчестве
американских писателей эпохи романтизма с самого момента его возникновения. Так
или иначе, эта тема затронута в творчестве Ирвинга, Купера, Готорна, Мелвилла,
Лонгфелло и других. Не был исключением и По. Но степень критического отношения
к действительности у этих писателей не была одинаковой.
Некоторые из них, такие, как Ирвинг и Эмерсон, допускали возможность исправления социальных недостатков, сохраняли веру в торжество идеалов демократии. Творчество Готорна и Мелвилла более пессимистично, но и они не