Пользовательского поиска
|
полном
соответствии с теорией “тотального эффекта” По. Как и у По, основную часть
художественного наследия Бирса составляет его новеллистическое творчество. При
написании новелл Бирс старался достичь наивысшей степени лаконизма, избегая
несущественной детализации, в чем упрекал бытовой роман, который был перегружен
тривиальностями и излишними деталями. Новеллы Бирса, как правило, невелики по
объему, еще меньше, чем у По и имеют четко выраженное композиционное строение.
Причем теорию жанра По Бирс принял как руководство к действию, а не догму,
экспериментируя в сфере композиции рассказа, углубляя и разрабатывая
новеллистические принципы По. Поэтому появились новеллы с незавершенной
структурой, в которых отсутствует развязка (“Погребение Джона Мортонсона”, “История,
рассказанная в клубе”), рассказы с нетрадиционным построением (“Соответствующая
обстановка”). Эксперименты привели писателя к созданию совершенно оригинальной
композиционной структуры произведения. Строение большинства произведений По
можно представить так: завязка — развитие действия — кульминация — развязка
(время наступления эффекта). Наглядное воплощение этой схемы можно
продемонстрировать на примере одной из самых значительных новелл Эдгара По
“Падение дома Ашеров”. Завязка — это прибытие рассказчика в имение Родерика
Ашера и знакомство с остальными его обитателями, основная часть включает в себя
развитие конфликта, дальнейшие угасание сознания и углубление душевной болезни
Ашера, странную загадочную историю с погребением его сестры на фоне все нарастающего
чувства тревоги, отчаяния и безнадежности; наконец, развязка и большой душевный
подъем приходится на значительную часть повествования, когда события сменяют
друг друга со стремительной быстротой. Трагизм достигает апогея и вслед за
гибелью Родерика и леди Мэдилейн подвергается разрушению сам дом Ашеров,
повторяя судьбу своих обитателей. Таким образом, четко прослеживается
композиционное построение, заключающееся в единстве трех основных частей
новеллы, перечисленных выше.
Бирс вводит дополнительную деталь в композицию. Его модель построения новеллы можно представить так: завязка — обширная композиция — кульминация — псевдоразвязка — развязка. Так построено большинство новелл Бирса, среди них такие как “Сражение в ущелье Коултера”, “Добей меня”, “Пересмешник”, “Человек и змея”, “Жестокая схватка”, “Случай на мосту через Совиный ручей” и многие другие. Введение двойной развязки не было случайным, подобным образом Бирс добивался усиления эмоционального эффекта, увеличения