Пользовательского поиска
|
поэзии. Самые
известные рассказы Бирса написаны за три года, наиболее для него плодотворные —
с 1888 по 1891. И место этих произведений — рядом с “Билли Баддом” и стихами
Дикинсон, написанными примерно в то же время. Все это можно назвать последними
свершениями американского романтизма.
Достоевский
определил метод По как “фантастический реализм”. О Бирсе это можно сказать с
еще большим основанием. Сам он считал, что дело художника — создавать “страну
фантазию”, но получалась у него узнаваемая, не придуманная страна. Сама
тональность его новелл диссонировала с настроениями, которые преобладали в
тогдашней Америке и в ее литературе, пока еще далеко не растративших веры в
прекрасный завтрашний день. Пройдет всего десять лет, и мрачные, сардонические
интонации Бирса с удвоенной силой откликнутся в памфлетах самого, казалось бы,
жизнелюбивого из американских писателей той поры — Марка Твена. Бирс словно
предвидел этот переворот в мироощущении, на рубеже столетий сделавшийся если не
массовым, то характерным и несомненным. Американский литературовед Ван Вик
Брукс полагал, что “Бирс остановился в своем развитии около 1850 года”, не
превзойдя По, который умер в 1849 году. Нам, однако, представляется более
верным предположение, что он, наоборот, в чем-то обогнал свое время,
предвосхитив в своем творчестве трагическое осмысление действительности,
ставшее характерным для многих писателей XX века.
Ошибочное
мнение Брукса нетрудно объяснить. По первому впечатлению мир Бирса кажется
скованным, неподвижным, чуть ли не оцепенелым. И слишком заметны следы,
оставленные в этом мире автором “Ворона” и рассказов о сыщике Дюпене. Но не
стоит ограничиваться первым впечатлением. Будни войны и психология человека на
войне были творческим открытием Бирса, здесь бессмысленно искать американских
предтеч. А следовательно, вся его система художественных координат, вызывающая
столько ассоциаций с новеллами По, на деле остается явлением вполне
самостоятельным и оригинальным. Сам Бирс отказывался подчиняться литературной
моде, и влиянием этого “деспота”. Он был как бы вычеркнут из литературы при
жизни, да и на десятки лет после своего загадочного конца. Но могущество
“деспота” оказалось не безграничным и поколение 1920-х годов, пережившее шок
первой мировой войны, открывает Бирса заново. Он занимает свое достойное место
в истории литературы, оставаясь одним из самых своеобразных американских
писателей рубежа веков.
2. Амброз Бирс и американский фольклор