Пользовательского поиска
|
Бирс считал,
что поэтическое воображение является связующим звеном между миром материальным
и миром идеальным. В представлении Бирса, целью художника должно быть
осмысление жизни, поиск и открытие вечных законов мироздания. Воображение
предлагает писателю кратчайший путь проникновения в тайны бытия. “Для меня
существует лишь золотой круг искусства, свет и тени страны фантазии”.
Говоря о
приверженности Бирса к эстетике романтизма, стоить заметить, что наиболее ярко
и бесспорно эта приверженность отразилась в его фантастических новеллах. Разбор
фантастической новеллы писателя показывает, что здесь Бирс выступил романтиком —
прежде всего, продолжив традиции, с одной стороны, американского романтизма, а
с другой — западноевропейского (с истоками в предромантическом готическом
романе). В своих фантастических новеллах Бирс следует эстетическим канонам
романтического подхода к отражению действительности, тем закономерностям
взаимоотношения рационального и эмоционального, реального и фантастического,
которые в образной форме отражены у Готорна во вступлении к роману “Алая буква”
и сведены в теорию Эдгаром По в его статье “Философия творчества”.
Для
американской литературной жизни после Гражданской войны подобная ситуация не
была исключительной, она лишь проявилась в судьбе Бирса более отчетливо. В
отличие от Европы, где события 1830 года фактически подвели черту под историей
романтического движения, в Америке оно набрало полную силу лишь через двадцать
лет. Строго говоря, романтизм здесь охватил все XIX столетие, долго о себе
напоминая в веке XX. “Позолоченный век” породил в литературе глубокие перемены.
Заявили о себе писатели, реалистически передававшие “местный колорит” давно
обжитых уголков и еще почти диких просторов Америки: Брет Гарт, Х. Бичер-Стоу,
С. О. Джуит, Э. Эгглстон и другие. С Хоуэллсом, Джеймсом, Твеном в 70-е
годы реализм стал главной дорогой американской прозы. А когда в 1892 году Бирс
издал свои сборники новелл, на литературную сцену уже выдвигались натуралисты,
и Х. Гарленд опубликовал манифест нового направления.
Но романтизм не просто “доцветал”. Он развивался. Никто не вспоминал о Мелвилле, а он перед самой своей смертью в 1891 году создал один из шедевров американской романтической прозы — повесть “Билли Бадд”. Никто не заметил восемь коротких анонимных стихотворений в скромном бостонском журнале, а их автором была Эмили Дикинсон, чья лирика вошла в сокровищницу романтической