Пользовательского поиска
|
В дальнейшем,
развивая жанр остросюжетной “страшной” новеллы с глубоким проникновением в
психологию страха, Бирс, как человек начала нового века, уже исследует истоки
этого чувства, его психологию, динамику развития. По мнению писателя, в основе
страха лежат открытые к тому времени инстинкты, которые роднят человека с
животным миром (“Глаза пантеры”). Важнейшим из инстинктов Бирс считал инстинкт
самосохранения. Часто в его рассказах люди погибают не от каких-то внешних
причин, а от страха как такового (“Человек и змея”, “Страж мертвеца”). В своих
произведениях Бирс откровенно издевается над попытками позитивного мышления противостоять
первобытному чувству и во многом развивает жанр “страшного” рассказа (так
называемого “macabrе”).
Бирс
усовершенствовал жанр американской романтической новеллы, дополнив его новым
арсеналом художественных средств. Он привнес в литературу безошибочное знание
материала, честность и трезвость его осмысления, пристрастие к достоверности,
любовь к конкретике, презрение к “возвышающему обману”; однако, он остался
равнодушен к реалистическому творчеству Твена, новаторски показывавшему жизнь
на Миссисипи, предвосхищая в американской литературе XX век. По складу
художественного мышления Бирс был реалистом, а по характеру волновавших его
коллизий, по преобладающим чертам поэтики — он был романтиком. Он, в сущности,
уже оттолкнулся от того берега, где нашли приют запоздалые приверженцы
романтической школы, но противоположный берег, энергично осваиваемый
сторонниками новой школы реализма, казался ему неприветливым, однообразным и
голым.
С другой
стороны, Бирс сократил разрыв между романтизмом и реализмом, так как наличие
романтических и реалистических тенденций в его творчестве бесспорно. Говоря о
приверженности Бирса в той или иной степени к принципам романтической эстетики,
нельзя отрицать то огромное влияние, которое на него оказала личность Эдгара
По, выдающегося мастера американской романтической новеллы, творчество которого
было чрезвычайно многогранно. По внес огромный вклад в дальнейшее развитие
мировой литературы, заложив основы детективного и научно-фантастического жанра,
довел до совершенства жанр традиционной американской новеллы.
Знакомство с творчеством Бирса скорее поколебало стереотип, согласно которому американский, а особенно калифорнийский литератор второй половины XIX века — это непременно “певец необъятной земли и щедрого солнца”, энтузиаст, жизнелюб и поборник “простых, естественных нравов”. В рассказах