Пользовательского поиска
|
общеевропейские межгосударственные
структуры, в том числе в НАТО. По мере вывода из Центральной Европы советских,
а позже российских, войск декларации о готовности сменились просьбами о
принятии совмещаемыми дипломатической активностью по поиску союзников в этом
вопросе в Западной Европе. О такой готовности заявили даже страны Прибалтики,
которые неофициально продолжают на Западе рассматриваться как зона бесспорного
влияния России.
Возвращаясь к европейской интеграции,
можно добавить, что странам Западной Европы пришлось перестраивать все планы
этого процесса и включать в них страны Восточной Европы, в виду их безусловной
ориентации на Запад и неудержимого стремления в том или ином виде
интегрироваться в общеевропейские структуры.
Взаимоотношения
Российской Федерации и блока НАТО
Планы расширения НАТО
на Восток
В развернувшейся в конце 1993 – начале
1994 гг. дискуссии вокруг расширения состава НАТО можно явственно разглядеть
борьбу вполне конкретных интересов и стратегических планов субъектов политики,
как в России, так и за рубежом. На тот момент на западе существовало несколько
сценариев развития этого процесса.
Первый такой сценарий, условно говоря — сценарий "длинной очереди", отражает прежде всего интересы Соединенных Штатов, их военных и политических элитарных группировок. Суть его вкратце может быть представлена как постепенное расширение состава НАТО за счет последовательно Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, Центральной Азии и непосредственно самой России. Наиболее последовательно данная концепция прозвучала из уст Генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера, согласно высказыванию которого, одной из главных функций НАТО становится "проецирование" стабильности на страны Центральной и Восточной Европы и Средней Азии. Перспектива вступления в НАТО самой России также не раз становилась предметом консультаций высших руководителей США и Российской Федерации. Реализация данного плана позволяет обеспечить постепенную изоляцию России несколькими "поясами безопасности" до интеграции самой Российской Федерации в структуру НАТО, а также получить возможность в случае смены последней политического курса на любом этапе прервать дальнейшее расширение системы безопасности имея в активе значительное расширение зоны