Пользовательского поиска
|
Балтийско-Черноморской дуге, где части
исторического государства Российского, теперь независимые государства
Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, становятся объектом колоссальных
политических усилий Запада, стремящегося путем различных геополитических комбинаций
вовлечь их в свою орбиту, не допустить приход к власти в этих государствах
пророссийских элит и не позволить России с помощью существующих (СНГ) или новых
механизмов связать геополитическое пространство, прежде всего, в
военно-стратегической области.
Одним из главных инструментов
сохранения геополитического облика исторического пространства является
военно-стратегическое единство. Его формулируют договоры о совместной обороне и
союзе, которые свидетельствуют об общих стратегических интересах, определяют
взаимные обязательства к третьим странам. Таким элементом был по замыслу
Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г.
десятью участниками — Россией,
Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией. Молдавией,
Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Украина уже тогда стала лишь
наблюдателем, символизируя свой дрейф от России. В соответствии со ст. 1
Договора стороны обязывались "не вступать в военные союзы или принимать
участие в группировках государств, а также действиях, направленных против
другого государства-участника". Это означало невступление в НАТО. В
остальном Договор недостаточно соответствовал уровню совместной обороны, не
предполагал автоматическую совместную защиту членов, хотя утверждал, что
агрессия против одного из них, "будет рассматриваться как агрессия против
всех государств-участников", которые "предоставят" жертве
"необходимую помощь, включая военную" и тому подобное. К 2000 г. расширение
НАТО — реальность, как и вступление в нее Восточной Европы, а в будущем и
Прибалтики. На этом фоне Протокол о продлении Договора о коллективной
безопасности 2 апреля 1999г. подписали только шесть государств — Россия,
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан.
Если в первые пять лет страны, заинтересованные в дистанцировании от России просто тормозили проекты его развития, то в течение последних двух лет уже проявились попытки пустить в обход основные направления региональной политики. Этой цели служат различные форумы и конфигурации, создаваемые под разными предлогами с формально декларированными целями частного характера, с обретением впоследствии гораздо более серьезного смысла. Так, 10 октября 1997 в Страсбурге, во время сессии Совета Европы была оформлена