Пользовательского поиска
|
противоракетной обороны. Вот чем надо
форсированно заниматься! Ведь общеевропейская система ПРО заложит первый камень
в фундамент обеспечения военной безопасности Старого Света. О каком внезапном
нападении может идти речь, если будет создана единая система обнаружения и
оповещения о старте тактических ракет? В той же плоскости и вопрос о совместных
разработках вооружений. Если мы всерьез думаем о военной составляющей системы
общеевропейской безопасности и возвращении на европейский рынок оружия, то
закладывать основы унификации вооружения нужно уже сейчас. На мой взгляд,
сценарий отношений с Западом по поводу расширения НАТО при всей
парадоксальности этого сравнения напоминает метания России в отношении Чечни:
от заигрывания до угрозы силового давления. Причем колебания эти находятся в
прямой зависимости от состояния системы сдержек и противовесов в президентском
окружении. В российской политической элите реформаторского направления
существует расхожее мнение, что в “обмен” на расширение НАТО Россия получила допуск
в Парижский и Лондонский клубы кредиторов, а также реальные гарантии на
вступление во Всемирную таможенную организацию. Однако такая взаимосвязь
видится достаточно упрощенной. Попытка представить размен реальной
военно-политической карты на будущие дивиденды от членства в авторитетных
международных финансовых организациях — опять-таки из области подходов старого
времени, “когда утром — стулья, вечером — деньги”. Экономическое признание —
свидетельство определенных достижений в области рыночных преобразований, но
никак не военно-политических уступок. При всей нашей привычке представлять
внешнюю политику как последовательную служанку экономики от расширения НАТО до
экономической конфронтации с Россией — дистанция огромного размера. Политически
продавливать экономические преимущества уже нельзя — не те времена. И все же,
как может повлиять вторая волна вступления в НАТО на экономическую ситуацию в
Европе, развитие интеграции общеевропейского дома? Прогноз говорит о том, что
“подводные камни” здесь находятся совсем в другом месте. Произойдет ли прорыв в
области инвестиций на уровне крупного и среднего бизнеса, изменится ли
структура экспорта и импорта, в каком направлении будут развиваться финансовые
и фондовые рынки? Сумеем ли мы “завязаться” на крупные проекты в области
машиностроения, как решим проблемы транзита? Ответы на эти вопросы, по моим
оценкам, отнюдь не связаны столь жестко с политическими последствиями второй
волны расширения НАТО на Восток.