Пользовательского поиска
|
неоднородность натовского сообщества и
возможность игры на существующих противоречиях, прежде всего между Соединенными
Штатами и европейскими странами. Можно прогнозировать, что ко времени второй
волны расширения НАТО эти противоречия будут углубляться. Готова ли российская
дипломатия использовать это без ущерба для всей системы европейской
безопасности?
С уходом в прошлое глобального
противостояния Россия – США потребность в новом образе Североатлантического
союза становится очевидной. Американским налогоплательщикам сегодня достаточно
сложно объяснить необходимость содержать структуру, являющуюся порождением
“холодной войны”. А нервная реакция со стороны России на расширение НАТО
помогает убедить сомневающихся американцев, что безопасность США действительно
начинается с Балтии и восточных воеводств Польши.
А вот наша система “аргументации” для
собственного населения не выдерживает никакой критики. По-прежнему апеллируем к
чувству страха перед надвигающейся агрессией с Запада. Но прошла первая волна
расширения НАТО, а враждебных полчищ американо-европейцев, жаждущих рвануться к
границам России и ее союзников, не обнаружено. Объявлять балтийские государства
зоной особых российских интересов? Но Россия до сих пор не в состоянии четко
определить, в чем состоит этот интерес, и, прежде всего, в политическом плане.
Не лучше и с чисто военной
аргументацией. Миф о том, что блок наращивает свою военную мощь за счет новых
членов, как это пытается представить оппозиция, мифом и остается. Хотя бы уже
потому, что вооруженные силы, как новых членов НАТО, так и претендентов уже
давно ориентированы на Запад — и в плане перевооружения, и в плане оперативной
подготовки. Их совместимость с войсками НАТО обеспечивается все возрастающим
участием в международных учениях и маневрах на двусторонней основе.
Таким образом, увеличение численности
натовских войск де-факто уже состоялось, если следовать логике противостояния и
рассматривать НАТО и его новых членов как потенциальных противников.
Но военная составляющая имеет и свою обратную сторону. По мнению ряда американских политиков, вновь принятые члены будут обязаны нести расходы по модернизации своих вооруженных сил и участвовать в операциях за пределами территорий членов НАТО. Если состояние экономики Польши, Чехии и Венгрии позволяет хотя бы вести дискуссию по этому поводу, то со следующими претендентами дело обстоит гораздо сложнее. Проигравшие в натовский военно-