Пользовательского поиска
|
традицией.
До наших дней дошло четыре сборника, содержащих результаты изучения Торы
методом мидраш Галаха: Мехилта де-рав Ишмаэль и Мехилта де-рабби Шимон бар
Иохай (оба эти сборника - комментарии к книге Исход), Сифра, или Торат коханим
(к книге Левит), Сифрей (к книгам Числа и Второзаконие). Кроме того, до нас
дошли также отрывки из сборников Сифрей Зута, Мехилта де-арайот и другие.
Второй
метод, мидраш Аггада, заключался в комментировании Священного Писания так, что
при этом не выводились какие-либо конкретные законы. Аггадический материал, не
вошедший в Талмуд, собирался в отдельные книги, которые были составлены в V -
XIII веках. В более поздние времена появились сборники аггадического материала,
уже записанного в прошлом. К важнейшим из сборников относятся следующие: Мидраш
Раба - мидраш на Тору и на пять книг Писаний - Руфь, Экклезиаст, Песнь Песней,
Плач Иеремии и Эсфирь; Мидраш Танхума -
мидраш на Тору, толкующий ее недельные главы и рассматривающий галахические
вопросы, содержащиеся в каждой из них,
составленный рабби Танхумой; Пиркей де-рабби Элиэзер - повествование о
происходившем со дня сотворения мира и до Исхода евреев из Египта, составленное
по хронологическому принципу и добавляющее к написанному в Торе множество
дополнительных фактов, сохраненных устной традицией (этот мидраш составлен в
XIII веке в одной из мусульманской стран); Псикта де-рабби Кахана - мидраш на
те отрывки из книг Пророков, которые
читаются в синагоге в праздники и в примыкающие к праздникам субботние дни
(составлен в V веке н. э.); Мидраш Техиллим - толкование большей части книги
Псалмов, который составлялся на протяжении многих столетий; Мидраш Мишлей -
толкование книги Притчей Соломоновых (написан в Вавилоне в эпоху, последовавшую
за составлением Талмуда, то есть после V в. н. э.); Мидраш Шмуэль - толкование
книги пророка Самуила (составлен в
XI веке в Эрец-Исраэль на основе
древних источников); Ялкут Шимоним - поздний сборник, составленный около 1250
года рабби Шимоном из Франкфурта на основе различных древних аггадических
источников, многие из которых не сохранились.
Галаха
и Аггада представляют собой две самостоятельные сферы творческой деятельности,
составляя в совокупности то историко-литературное целое, которое называют
литературой мудрецов Талмуда.
Попытаемся выделить общие для Галахи и Аггады основы. Прежде всего, отметим, Аггадой и Галахой занимались, как правило, одни и те же люди. Одни и