Пользовательского поиска
|
Дмитриевский, - но, без преувеличения можно говорить, и
торжеством всей Святой Горы".
Как уже говорилось, в
святогорских обителях панагир бывает всего
несколько раз в
году: на главный
храмовый праздник, дни памяти
особо чтимых святых и некоторых чтимых икон
Божией Матери. Об исключительности панагиров говорит и тот
факт, что в
Лавре преподобного Афанасия
- старейшем монастыре на
Святой Горе - панагир совершается
только раз в году, в день памяти
преподобного Афанасия Афонского (5 июля); а
на главный храмовый
праздник Благовещения совершается обычное бдение, как и на другие двунадесятые праздники. У В. Григоровича-Барского мы
находим объяснение этого странного обычая: "Изначала же тамоё главный праздник
совершашеся на Благовещение
Пресвятия Богородицы, Ея же есть и
великий храм, многымы лети по успении
святаго. Обаче, якоже
от предания тамошние иноки повествуют, явися Пресвятая Богородица во сне древле
некоему добродетелному игумену и рече ему еще: "Отселе не творите праздника перваго и главнаго в год
Мене ради, ибо Мене блажат вей роды и
празднуют доволно вей
християне, но торжествуйте праздник велик в память друга Моего Афанасия
иже доволно Мне послужи и потрудися в
обители сей". И от того времени праздник главный пременися и
монастир нача именоватися не
Благовещения, но Лавра
святаго Афанасия, якоже
и в хризовулах древний царие свидетелствуют". Всего же на Святой Горе в году бывает около
45 панагиров, иногда одновременно в нескольких обителях.
Панагир начинается с чина
архиерейской встречи. В последнее время присутствие архиерея стало
неотъемлемой частью панагира. Греческие
монастыри обычно приглашают
одного из епископов
Константинопольской Патриархии или Элладской Церкви, а в
Руссике праздничное богослужение
возглавляет епископ Русской Церкви,
который ежегодно приезжает
с группой паломников к
престольному празднику святого
великомученика и целителя
Пантелеймона.
На встречу архиерея вся братия во главе с игуменом собирается у главных врат (порты) обители. Игумен и священники - в облачении. Два экклисиарха держат переносные подсвечники - мануалы и Евангелие. По прибытии епископа начинают звонить колокола. На архиерея возлагают панагию, надевают мантию и дают в руки жезл - равдос. Архиерей целует Евангелие, благословляет братию и следует в собор. Два диакона все это время непрерывно кадят перед архиереем. Хор поет: "Достойно есть" и "Ис полла эти, деспота". Войдя в собор, епископ прикладывается к иконам, благословляет певчих и народ и встает на кафедру. Следует краткая лития, во время которой поются тропари: Кресту, храма, святому, имя которого носит епископ. На "И ныне" - кондак "Взбранной Воеводе". В некоторых монастырях, например в Лавре, поется и Великое славословие. Дальнейшее повторяет порядок вечерней литии, но в более сокращенном виде. После возгласа архиерея "Услыши ны, Боже" и исполнения хором полного многолетия архиерею настоятель приветствует епископа. Затем следует ответное слово архиерея. Кроме того, в конце литии епископ благословляет