Пользовательского поиска

задушной свече.  Для того,   чтобы  все  священники  могли  реально  участвовать  в совершении панихиды,  возглас  "Яко  Ты  оси  воскресение...", произносимый  игуменом,  затем  повторяется каждым из служащих иереев.

 

     В конце   панихиды   здесь   же,   в   притворе,   игумен благословляет коливо. А. А. Дмитриевский в описании панагира в Пантелеимоновском монастыре сообщает,  что  екклисиархи  сразу после  благословения  обносят блюдом с коливом всех молящихся, начиная с иеромонахов,  и те прямо руками берут часть колива и вкушают  в память об усопших ктиторах.  В современной практике вкушение колива бывает в конце вечерней трапезы.

 

     На этом можно  было  бы  закончить  рассказ  об  афонском панагире,  но  в  заключение хочется сказать несколько слов об облачениях и повседневной одежде афонских монахов.  На  Афоне, как  и  во всех греческих церквах,  цвета облачений выбираются произвольно,  за исключением Великого  поста  и  Пасхи,  когда духовенство    служит    в   черных   и   красных   облачениях соответственно. Ни за богослужением, ни вне его иереи не носят наперсных  крестов  и  набедренников,  а  архимандриты  - митр (справедливости ради заметим, что некогда ношение набедренника было принято на Афоне:  в 1313 году император Андроник Старший Палеолог передал Святую Гору в подчинение Константинопольскому Патриарху.  В  знак своего канонического главенства над Афоном Патриарх Нифон возложил на прота Святой Горы Феофана палицу  и набедренник   и  благословил  их  ношение  за  богослужением). Кстати,  на Афоне все архимандриты, в том числе и носящие этот сан вне Афона, обязаны именоваться иеромонахами. В специальном "практиконе" Священного Кинота по этому поводу говорится,  что так только и прилично именоваться смиренным святогорцам, ибо и Патриархи,  приходившие  в  древности  в  афонские  монастыри, подписывались   простыми   монахами.   Исключение   составляет настоятель монастыря,  но и он за богослужением поминается как иеромонах.  Ему  же  принадлежит  исключительное право ношения наперсного креста и архиерейской лиловой мантии с источниками. Последняя  практика  возникла  из  того,  что все монастыри на Святой  Горе  являются  патриаршими  ставропигиями.  Вероятно, поэтому настоятель каждого монастыря именуется "кафигумен", то есть [первый]  после  игумена",  под  которым  подразумевается Константинопольский Патриархат.

 

     В прошлом  веке настоятели крупнейших русских обителей на Афоне (Пантелеимоновский монастырь,  Андреевский  и  Ильинский скиты)   получили   от  Константинопольских  Патриархов  право ношения   панагии,   служения   с   дикирием   и    трикирием, благословения двумя руками с пением "Ис полла эти, Деспота". В настоящее время такой практики не существует.

 

     Повседневная одежда монахов состоит из подрясника и рясы, которую на Афоне носят даже послушники. Появление в церкви или на трапезе без рясы  считается  недопустимым.  Вместо  клобука святогорцы носят камилавки самых разнообразных форм из материи или войлока. В церкви и на трапезе сверху камилавки надевается наметка,  которую снимают в определенные моменты богослужения. Камилавка   снимается   только   на    литургии    во    время

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики