Пользовательского поиска
|
задушной свече. Для того, чтобы
все священники могли
реально участвовать в совершении панихиды, возглас
"Яко Ты оси
воскресение...", произносимый игуменом,
затем повторяется каждым из
служащих иереев.
В конце панихиды здесь
же, в притворе,
игумен благословляет
коливо. А. А. Дмитриевский в описании панагира в Пантелеимоновском
монастыре сообщает, что екклисиархи
сразу после благословения
обносят блюдом с коливом всех молящихся, начиная с
иеромонахов, и те прямо руками берут
часть колива и вкушают в память об усопших ктиторах. В современной практике вкушение
колива бывает в конце вечерней трапезы.
На этом можно было
бы закончить рассказ
об афонском панагире, но
в заключение хочется сказать несколько
слов об облачениях и повседневной одежде афонских монахов. На
Афоне, как и во всех греческих церквах, цвета облачений выбираются произвольно, за исключением Великого поста
и Пасхи, когда духовенство служит
в черных и
красных облачениях
соответственно. Ни за богослужением, ни вне его иереи не носят наперсных крестов
и набедренников, а
архимандриты - митр
(справедливости ради заметим, что некогда ношение набедренника было принято на
Афоне: в 1313 году император Андроник
Старший Палеолог передал Святую Гору в подчинение Константинопольскому
Патриарху. В знак своего канонического главенства над
Афоном Патриарх Нифон возложил на прота Святой Горы Феофана палицу и набедренник и
благословил их ношение
за богослужением). Кстати, на Афоне все архимандриты, в том числе и
носящие этот сан вне Афона, обязаны именоваться иеромонахами. В специальном
"практиконе" Священного Кинота по этому поводу говорится, что так только и прилично именоваться
смиренным святогорцам, ибо и Патриархи,
приходившие в древности
в афонские монастыри, подписывались простыми
монахами. Исключение составляет настоятель монастыря, но и он за богослужением поминается как
иеромонах. Ему же
принадлежит исключительное право
ношения наперсного креста и архиерейской лиловой мантии с источниками.
Последняя практика возникла
из того, что все монастыри на Святой Горе
являются патриаршими ставропигиями. Вероятно, поэтому настоятель каждого
монастыря именуется "кафигумен", то есть [первый] после
игумена", под которым
подразумевается Константинопольский Патриархат.
В прошлом веке настоятели
крупнейших русских обителей на Афоне (Пантелеимоновский монастырь, Андреевский
и Ильинский скиты) получили
от Константинопольских Патриархов
право ношения панагии,
служения с дикирием
и трикирием, благословения
двумя руками с пением "Ис полла эти, Деспота". В настоящее
время такой практики не существует.
Повседневная одежда монахов состоит из подрясника и рясы, которую на Афоне носят даже послушники. Появление в церкви или на трапезе без рясы считается недопустимым. Вместо клобука святогорцы носят камилавки самых разнообразных форм из материи или войлока. В церкви и на трапезе сверху камилавки надевается наметка, которую снимают в определенные моменты богослужения. Камилавка снимается только на литургии во время