Пользовательского поиска

 

     Итак, архиерей  проходят  вглубь  трапезы  и,  не  снимая мантии и  клобука,  занимает  место  в  центре  за  игуменским столом.  По  бокам  садятся  игумены  и  один-два  человека из наиболее почетных гостей.  Панагиар поставляют на  специальный стол,  приставленный  к  игуменскому.  Там  же ставят икону из проскинитария.

 

     Когда вся братия войдет в трапезную палату, чтец в мантии поднимается  на особое возвышение,  или "амвон",  и начинается чтение похвального слова или жития святого.  Барский замечает, что,  когда  игумен начинает пить первую чашу,  чтец прерывает чтение и говорит "Молитвами святаго отца нашего", подразумевая игумена, " но не глаголет обычно "Молитвами святых отец".

 

     "Егда имеют близ окончевати трапезу, первое биет в звонок седмичный,  да оставит чтение и просит прощение (чтец. - Прим, авт.),  второе  гласит,  да  соберут  всякую  яству  и сосуды; третие,  да соберут окрухи в кошницы".  В современной практике это  бывает  несколько  иначе.  Перед  тем  как поднять чашу с вином, игумен ударяет в стоящий на игуменском столе звонок. По этому  знаку  чтец  прерывает чтение и произносит:  "Молитвами святаго  Владыки  нашего".   Такой   порядок   предписан   еще Студийским  уставом:  "Равным образом и на смешение и на блюда бывает знак ударом".  "Смешением" здесь  названо  указание  на обычай  разбавлять  вино водой,  знакомый еще древним грекам и сохранившийся у святогорцев.

 

     В конце трапезы трапезари подносят  к  игуменскому  столу блюдо  с  коливом,  и  архиерей,  начертав на нем знак креста, берет по ложке коливо для себя и сидящих с ним.  Затем  коливо перемешивается,  и трапезари обходят с ним остальных монахов и паломников.   А.   А.   Дмитриевский,   описывая   панагир   в Пантелеимоновском   монастыре,  говорит,  что  братия  вкушает коливо со словами "Бог да упокоит отца и братию нашу".

 

     В это  же   время   принято   предлагать   архиерею   или игумену-гостю  обратиться  к  братии с небольшим поучением или назидательным словом.  Любопытно,  что афонские иноки и  греки вообще,   по   примеру   византийцев,   очень  неравнодушны  к ораторскому искусству и на  особенно  понравившиеся  проповеди отвечают  бурными  "овациями":  стучанием чашками по столу.  В некоторых обителях в знак уважения к  высоким  гостям  принято исполнять тропари святым, имена которых они носят.

 

     По второму  звонку  вкушение прекращается,  а по третьему все встают.  Чтец спускается с амвона,  со словами  "Молитвами святых  отец  наших"  (дважды)  и  "Молитвами  святаго Владыки нашего"  подходит  к  игуменскому  столу  и  получает  из  рук предстоятеля "благословение" - чашу вина и ломоть хлеба.

 

     Затем следует чин о Панагии, как он описан в типиконе. По возвышении Панагии (части Богородичной просфоры) ее  разделяют надвое:  "едину на одесную обносит трапезарь,  другую же ошуюю подьтрапезарий...  за ними же последует  и  кадяй,  такожде  в мантии"  и с кациею.  Братия отщипывает кусочек от просфоры и, подержав крестообразно над фимиамом, вкушает.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики