Пользовательского поиска
|
Итак, архиерей проходят вглубь
трапезы и, не
снимая мантии
и клобука, занимает
место в центре
за игуменским столом. По
бокам садятся игумены
и один-два человека из наиболее
почетных гостей. Панагиар поставляют
на специальный стол, приставленный
к игуменскому. Там же
ставят икону из
проскинитария.
Когда вся братия войдет в трапезную палату, чтец в мантии поднимается на особое возвышение, или "амвон", и начинается чтение
похвального слова или жития святого.
Барский замечает, что,
когда игумен начинает пить первую
чашу, чтец прерывает чтение
и говорит "Молитвами святаго отца нашего", подразумевая игумена,
" но не глаголет обычно "Молитвами святых отец".
"Егда имеют близ окончевати трапезу, первое биет в звонок седмичный, да оставит чтение и просит прощение (чтец. -
Прим, авт.), второе
гласит, да соберут
всякую яству и сосуды; третие, да соберут окрухи в кошницы". В современной практике это бывает
несколько иначе. Перед
тем как поднять чашу с вином,
игумен ударяет в стоящий на игуменском столе звонок. По этому знаку
чтец прерывает чтение и
произносит: "Молитвами святаго Владыки
нашего". Такой порядок
предписан еще Студийским уставом:
"Равным образом и на смешение и на блюда бывает
знак ударом". "Смешением"
здесь названо указание
на обычай разбавлять
вино водой, знакомый еще древним
грекам и сохранившийся
у святогорцев.
В конце трапезы трапезари подносят
к игуменскому столу блюдо с
коливом, и архиерей,
начертав на нем знак креста, берет по ложке коливо для себя и
сидящих с ним. Затем коливо перемешивается, и трапезари обходят с ним остальных монахов и паломников. А.
А. Дмитриевский, описывая
панагир в Пантелеимоновском монастыре,
говорит, что братия
вкушает коливо
со словами "Бог да упокоит отца и братию нашу".
В это же время
принято предлагать архиерею
или игумену-гостю обратиться
к братии с небольшим поучением
или назидательным
словом. Любопытно, что афонские иноки и греки вообще, по
примеру византийцев, очень
неравнодушны к ораторскому
искусству и на особенно понравившиеся
проповеди
отвечают
бурными
"овациями": стучанием
чашками по столу. В некоторых
обителях в знак уважения к высоким гостям
принято исполнять
тропари святым, имена которых они носят.
По второму звонку вкушение прекращается, а по третьему все
встают. Чтец спускается с амвона, со словами
"Молитвами святых
отец наших" (дважды)
и "Молитвами святаго Владыки нашего" подходит
к игуменскому столу
и получает из рук предстоятеля
"благословение" - чашу вина и ломоть хлеба.
Затем следует чин о Панагии, как он описан в типиконе. По возвышении
Панагии (части Богородичной просфоры) ее
разделяют
надвое:
"едину на одесную обносит трапезарь, другую же ошуюю подьтрапезарий... за ними же последует и
кадяй, такожде в мантии" и с кациею.
Братия отщипывает кусочек от просфоры и, подержав
крестообразно над фимиамом, вкушает.