Пользовательского поиска

трету кто от соборных (старцев. - Прим. авт.) от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои,  пред антифонамы;  четвертое первенствуяй кто, такожде от  оставлшагося  поучения,  по третей песны...  По неделям же Великаго песта чтения бывают 4:  два  от  Шестодневия  святаго Василия,  а  два  последи  торжественна,  по рядовой неделы... Наченши же  от  Фоминой  недели,  по  всем  неделям,  даже  до Пятидесятницы чтения четыре:  1) от Деяний святых Апостол;  2) Евангелия Иоанна толкованнаго,  3) и 4) от  Евангелия  рядовой недели, си ест от бесед на рядовое Евангелие".

 

     Из сказанного  следует,  что  на  Афоне  предметом чтений служит не столько Священное Писание Нового Завета, сколько его толкование  и  по  связи  с ним святоотеческие творения,  а на бдениях святым - житийные  повествования  и  похвальные  слова этим   святым.  По  своему  построению  чтения,  как  правило, составляют  единое  целое,  где  последующее  чтение  является продолжением предыдущего. Такая система вызвана необходимостью соблюдать указание типикона о завершении  бдения  при  восходе солнца  и дает екклисиарху,  который сам регулирует объем того или иного чтения, средство для контроля над продолжительностью агрипнии.  В  этом  отношении  чтения,  по  меткому  выражению архимандрита   Антонина   (Капустина),   являются   "наилучшим подспорьем к растяжению всенощного бдения действительно на всю ночь".

 

     В отношении совершения Шестопсалмия и  последующей  части утрени  до  полиелея  афонские  монастыри придерживаются общих правил Иерусалимского устава. Шестопсалмие предваряется звоном в  колокола  и  била,  читается  предстоятелем или "учиненным" монахом.  В начале чтения свечи  и  лампады  гасятся,  и  храм покрывается мраком.  К частным особенностям относится указание типикона  Григориатского  монастыря  иерею   читать   утренние молитвы  не  пред  Святыми  вратами,  а  перед  иконой Христа. Типикон Филофеевский указывает вместо обычных  четырех  стихов на  "Бог  Господь"  три  особых  и  троекратное пение тропаря: "Певец  начинает  "Бог  Господь"   на   глас   отпустительного (тропаря. - Прим. авт.), канонарх же начинает посредине храма, говорит стихи: стих 1-й "Исповедайтеся Господеви", стих 2-й "И о  имени  Господни  противляхся",  стих  3-й "От Господа бысть сей",  также тропарь глаголем трижды". Что касается положенных после  кафизм  чтений,  то  только  типикон Пантелеимоновского монастыря указывает их совершение после 1-й  и  2-й  кафизм  и полиелея.  Другие  типиконы полагают только два чтения:  после 1-й и 2-й кафизм.

 

     В начале чтения кафизм  предстоятель  отлагает  мантию  и идет  в  один из параклисов,  которые обычно устроены по бокам притвора и не  сообщаются  с  остальными  частями  храма.  Там предстоятель,  стоя в игуменской стасидии в епитрахили,  вслух читает правило ко Святому Причащению  для  священнослужителей, монахов и паломников, готовящихся к Причастию.

 

     Полиелейные псалмы  (134-й  и  135-й)  поются  полностью. Перед началом пения 134-го псалма канонарх громко  возглашает: "Раби  Господни".  Затем  поются  сами  псалмы  на  два лика с припевом  "аллилуиа"  к  каждому   стиху.  

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики