Пользовательского поиска
|
и по чаше вина "труда ради
бденного, как это издревле принято
от святых отцов". Типикон Пантелеимоновского монастыря
добавляет, что "хлебопреломление
не всегда бывает,
но только в
зимнее время, когда продолжительны ночи, то есть от
Воздвижения Честнаго Креста до Великой
Пасхи". Григориатский типикон
говорит: "Келарь, разломив
хлебы, раздает братиям, также и по одной
чаше вина", но затем прибавляет, что "ныне же сего не бывает".
Современная практика примиряет эти разноречивые указания типиконов: хлебы,
пропитанные вином, раздаются вместе с
антидором на литургии, сразу после
причащения. Кстати, эта практика
существовала уже во времена В.Г.
Барского. В своем
описании чина вкушения благословенного хлеба
в Лавре преподобного
Афанасия В.
Григорович-Барский пишет: "И
антидор порезавши, износит (екклисиарх) вне алтаря в время, егда поется "И всех и вся". Егда же
есть бдение, тогда и хлеба
благословеннаго часты тамо полагаются и взимают сей по чину".
К частным
особенностям чина хлебоблагословения относится пение в Григориатском
монастыре на воскресном бдении, если нет памяти
нарочитого святого, дважды тропаря святителю Николаю
Мирликийскому, имени которого
посвящен монастырь, и однократного "Богородице
Дево". Другая особенность -
каждение в Филофеевском монастыре перед хлебоблагословением не
только игумена и хлебов,
но также иконы
Христа и Богородицы в иконостасе.
Чтение, установленное
уставом во время
хлебовкушения, несмотря на
отсутствие самого хлебовкушения, на
Афоне строго соблюдается. После возгласа
иерея диаваст начинает
чтение, стоя на омфалионе лицом к западу.
По одним типиконам, предметом чтения является Священное Писание
Нового Завета: "ведати
подобает, что от недели Пасхи до
Пятидесятницы на этом чтении, говорю же
о великой вечерне, читаются Деяния апостолов,
в прочие же недели всего времени (года. - Прим. авт.) 7 Соборных
Посланий и 14 святого апостола Павла, и
Апокалипсис Богослова"
(типикон Пантелеимоновского
монастыря).
Типикон Филофеевского монастыря предписывает чтение "Слова" в честь Пресвятой Богородицы: "начинается чтение так: Слово на праздник Пресвятой Владычицы нашей Богородицы". Костамонитский типикон оставляет предмет чтений на усмотрение екклисиарха: "канонарх, сказав "аминь", читает положенное екклисиархом чтение". Такое разнообразие в содержании великого чтения отмечает В. Григорович-Барский. О чтении в Лавре преподобного Афанасия он говорит, что там "на бдениях бывают чтения четыре: первое чтет канонарх, от жития или похвалы празднуемого; второе чтет честнейший кто, по первой кафисме, от оставлшагося преждняго поучения; третие, по полиелеи, еще знаменитное лице, си ест кто от проигуменов; четвертое сам игумен, по третей песны канона. Синаксар же, по 6-й песни, не посреде церквы, но на налойцы клироса от канонарха чтетца. В неделы же, по троичных, 1-е чтение чтет канонарх, от толкованнаго Апостола; 2-е чтение иный, по первой кафисме, или от жития празднуемого святаго, или от беседы Златоустаго, толкующей Евангелие, по рядной неделы;