Пользовательского поиска

и по чаше вина "труда ради бденного, как это   издревле   принято    от    святых    отцов".    Типикон Пантелеимоновского монастыря добавляет,  что "хлебопреломление не  всегда  бывает,  но   только   в   зимнее   время,   когда продолжительны ночи, то есть от Воздвижения Честнаго Креста до Великой  Пасхи".  Григориатский  типикон   говорит:   "Келарь, разломив хлебы,  раздает братиям, также и по одной чаше вина", но затем прибавляет, что "ныне же сего не бывает". Современная практика примиряет эти разноречивые указания типиконов: хлебы, пропитанные вином,  раздаются вместе с антидором на  литургии, сразу после причащения.  Кстати, эта практика существовала уже во времена В.Г.  Барского.  В  своем  описании  чина  вкушения благословенного   хлеба   в  Лавре  преподобного  Афанасия  В. Григорович-Барский  пишет:    антидор   порезавши,   износит (екклисиарх)  вне алтаря в время,  егда поется "И всех и вся". Егда же есть бдение,  тогда и хлеба благословеннаго часты тамо полагаются и взимают сей по чину".

 

     К частным  особенностям чина хлебоблагословения относится пение в Григориатском монастыре на воскресном бдении, если нет памяти  нарочитого  святого,  дважды тропаря святителю Николаю Мирликийскому,   имени   которого   посвящен   монастырь,    и однократного "Богородице Дево".  Другая особенность - каждение в Филофеевском монастыре перед хлебоблагословением  не  только игумена  и  хлебов,  но  также  иконы  Христа  и  Богородицы в иконостасе.

 

     Чтение, установленное  уставом  во  время  хлебовкушения, несмотря  на отсутствие самого хлебовкушения,  на Афоне строго соблюдается.  После возгласа иерея  диаваст  начинает  чтение, стоя на омфалионе лицом к западу.

 

     По одним  типиконам,  предметом чтения является Священное Писание Нового Завета:  "ведати подобает,  что от недели Пасхи до Пятидесятницы на этом чтении,  говорю же о великой вечерне, читаются Деяния апостолов,  в прочие же недели  всего  времени (года. - Прим. авт.) 7 Соборных Посланий и 14 святого апостола Павла,  и Апокалипсис Богослова"  (типикон  Пантелеимоновского монастыря).

 

     Типикон Филофеевского   монастыря   предписывает   чтение "Слова" в честь Пресвятой Богородицы:  "начинается чтение так: Слово  на  праздник  Пресвятой  Владычицы  нашей  Богородицы". Костамонитский типикон оставляет предмет чтений на  усмотрение екклисиарха:  "канонарх,  сказав  "аминь",  читает  положенное екклисиархом чтение". Такое разнообразие в содержании великого чтения  отмечает  В.  Григорович-Барский.  О  чтении  в  Лавре преподобного Афанасия он говорит,  что там "на бдениях  бывают чтения  четыре:  первое  чтет  канонарх,  от жития или похвалы празднуемого;  второе чтет честнейший кто,  по первой кафисме, от оставлшагося преждняго поучения;  третие,  по полиелеи, еще знаменитное лице,  си ест кто от  проигуменов;  четвертое  сам игумен,  по третей песны канона. Синаксар же, по 6-й песни, не посреде церквы,  но на налойцы клироса от канонарха чтетца.  В неделы   же,   по  троичных,  1-е  чтение  чтет  канонарх,  от толкованнаго Апостола; 2-е чтение иный, по первой кафисме, или от  жития  празднуемого  святаго,  или  от беседы Златоустаго, толкующей Евангелие,  по рядной неделы; 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики