Пользовательского поиска

водки),  сладости и фрукты. Принимая во внимание это обстоятельство,    типиконы   разрешают   вкушение   пищи   до Шестопсалмия.

 

     Отпустительный тропарь "Богородице Дево" поют  оба  хора, причем  после  каждой из восьми строф певчие исполняют терирем (особый  певческий  прием,  где  мелодия  имеет   определяющее значение.  - Прим.  ред.) на один из гласов Октоиха, начиная с первого.   Этот   тип   песнопения   (как   и   знакомые    по старообрядческому  богослужению аненайки) в византийском пении носит название "кратима" (от  греческого  "кратасо"  -  держу, задерживаю).  Происхождение  кратим  связано,  по-видимому,  с богослужебным чином церкви Святой  Софии  Константинопольской, где  они  имели  практическое  назначение  - они "задерживали" (отсюда и название) богослужение,  когда это  было  необходимо (например,    до    прихода   императора,   который   выполнял определенные обязанности за богослужением),  позволяя избегать долгих  пауз,  столь  отрицательно воспринимаемых православным литургическим сознанием.  Кратимы и сейчас не вполне  утратили свои  утилитарные функции:  помимо придания праздничной службе большей торжественности, они помогают типикарю или екклисиарху регулировать  продолжительность богослужения.  На Афоне строго соблюдается древнее указание  Иерусалимского  устава:  "Должно есть  екклисиарх  имети опасство в псалмопении и в чтении,  да солнцу восходящу бывает отпуст".  Попутно заметим,  что по той же   причине   неотъемлемую   принадлежность  афонских  храмов составляют часы с боем.  Пение "Богородице Дево"  с  териремом может продолжаться от 40 минут до полутора часов.

 

     Чин благословения хлебов, артокласия (- хлебопреломление) на  Афоне  также   имеет   свои   особенности.   По   типикону Костамонитского  монастыря,  во  время  пения  отпустительного тропаря "исходит иерей Святыми вратами и кадит  хлебы  кругом, не делая им поклона, ибо этот хлеб простой и неблагословенный; затем,  окадив игумена и святого обители (икону. - Прим. авт.) и отдав кадило екклисиарху,  отходит к аналою с хлебами,  взяв же один в руки,  говорит велегласно молитву.  Когда же  скажет "Сам благослови и хлебы сия",  делает хлебом, который держит в руке,  знак креста над прочими хлебами и, когда скажет "Яко Ты оси благословляяй и освящаяй",  полагает хлеб на место и своей рукой благословляет все хлебы,  пшеницу,  вино и елей;  затем, поклонившись  трижды  и  сотворив  поклоны к хорам,  входит во святой  алтарь.  Диаваст  возглашает:   "Буди   имя   Господне благословенно...  Слава, и ныне" и "Благословлю Господа..." до "яко несть лишения боящимся Его".  Первый  хор  поет  нараспев "Богатии  обнищаша",  и по исполнении сего иерей,  став внутрь Святых врат и  смотря  к  западу,  возглашает:  "Благословение Господне на вас,  Того благодатию..." и прочее,  сказав прежде "Господу помолимся".

 

     Практики чтения 33-го псалма  придерживается  большинство святогорских  монастырей,  однако  по  типикону  Филофеевского монастыря этот псалом поет канонарх,  певцы же - стих "Богатии обнищаша" на 7-й глас.

 

     Нет однообразия  и  в  указаниях  типиконов  относительно вкушения благословенного хлеба.  Филофеевский устав  указывает раздавать братии хлеб

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики