Пользовательского поиска

подсвечнику,  за  ними два диакона с кадилами;  за ними же два диакона,  один с кириями (дикирием и трикирием),  а другой  со свечею;  за  ними два диакона с рипидами;  за ними один диакон нес великий запрестольный крест; прочие диаконы шли по двое со свечами;  за  ними  шли  по  двое священники с опущенными вниз руками;  за ними уже и игумен. Всех же вышло около ста человек и сделали великое полукружие; а когда дааконы покадили иконы и Владыку и один из них возгласил "Премудрость,  прости",  тогда "Свете  тихий"  пели  одни только священники и диаконы.  Когда начали петь слова "пришедще на запад солнца",  тогда игумен на правый  и  левый  клиросы сотворил по малому поклону и вошел в алтарь;  священники  по  двое  такожде  сотворили;  диаконы  в Царских вратах кадили каждого и допевали стих уже в алтаре".

 

     Современная практика несколько отличается от уставной: по окончании пения "Свете тихий" второй диакон,  стоя  к  западу, возглашает: "Вечерний прокимен" (глас прокимна не оглашается). Священнослужители поют прокимен и стих прокимна  и  уже  после этого входят в алтарь.

 

     Во время входа и пения "Свете тихий" екклисиархи зажигают свечи на хоросе и паникадилах и начинают их раскачивать.

 

     "Сподоби, Господи"  и  паремии  читает   предстоятель   с кафедры. Лития на Афоне также имеет свои особенности. Афонские типиконы,  в  отличие  от  палестинских   и   других   списков Иерусалимского  устава,  предписывают иерею и диакону выходить на литию не северной дверью,  а Святыми вратами.  Все типиконы указывают,   что   лития   должна  совершаться  во  внутреннем притворе:  "По возгласе (просительной ектеньи.  - Прим.  авт,) исходит   иерей  с  кадилом  Святыми  вратами,  в  преднесении канонархом подсвечника,  исходит с игуменом и певцами в нарфик храма,   в   котором  поем  обычные  тропари"  (Костамонитский типикон).

 

     В одних монастырях лития  совершается  с  пением  стихиры святого обители, к которой присоединяются Богородичные стихиры гласа или  догматические  Павла  Аморейского.  На  праздничном бдении  стихиры  Богородицы  заменяются  стихирами  праздника; после них следует  Догматик.  В  Лавре  преподобного  Афанасия Афонского  Догматик  поется  перед  чудотворной  иконой Божией Матери  "Икономисса",  которая  находится  слева  от   главных (красных) дверей из притвора в храм. Для этого хоры сходятся и образуют полукружие перед иконой,  а диаконы все  время,  пока поется Догматик, кадят икону.

 

     В других монастырях поется только стихира святого обители и самогласен праздника.  Богородичен после "Слава,  и ныне" не поется    (типикон    Григориатского    монастыря).    Типикон Пантелеимоновского монастыря указывает также  каждение  иереем или  диаконом  певчих,  поющих  литийные стихиры.  Все стихиры поются с канонархом.

 

     В части  прошений  литийной  ектений,  их  количества   и последовательности   афонские   типиконы   допускают   большое разнообразие. На Святой Горе сохраняется палестинская практика поименного  поминовения 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики