Пользовательского поиска
|
сентября
до Недели Ваий". Особый
порядок совершения благовеста в Лавре преподобного Афанасия Афонского
описывает В.
Григорович-Барский: "Первое
бо гласят в ней звоны, также толчет в
великое висимое било сицевым образом:
толкнувши пят или шест раз скоро, также чтет дванадесят "Верую", по всяком "Верую" ударяющи в било
раз, дондеже совершатся 12, и паки 5 или 6 скоро, якоже первое; таже
вторую статию биет медленно, с 12 "Верую", и паки пят, шест скоро,
таже и третую статию, с 12 "Верую".
Последи же 2 статии обичных,
скорых и долгих, о них же предпомянухом,
по древяном же билу
в клепало железное статию едину".
Чтобы заполнить время, установленное уставом
для совершения агрипнии, в
некоторых святогорских обителях
чин бдения предваряется малым повечерием, которое совершается, как было
описано выше, но с той разницей, что
молитва, положенная в конце
повечерия: "И дождь нам, Владык,
на сон грядущим", опускается,
"как не соответствующая
цели настоящего нашего подвига", по замечанию
"Писем святогорца".
Всенощное бдение начинается совершением
в литийном притворе службы 9-го
часа, со
своим отпустом. Если
бдение возглавляет архиерей, к
обычному возгласу: "Молитвами
святых отец наших", которым
на Афоне заканчиваются
все службы, прибавляется
"Молитвами святого Владыки нашего".
Чин великой вечерни совершается
в центральной части кафоликоне. При этом архиерей (или в его отсутствие
игумен) стоит на архиерейской кафедре в мантии и с жезлом. Служащий иеромонах подходит
к кафедре и,
сотворив земной поклон предстоятелю, берет благословение на начало богослужения. На интересную особенность указывает
типикон сербского Хилендарского
монастыря. Здесь иеромонах
благословляется не у предстоятеля,
а у иконы
Божией Матери "Троеручица", находящейся справа
от архиерейской кафедры. Иерей полагает перед иконой три земных
поклона и лобызает икону, после чего отходит в алтарь. Такое начало
сохраняется и в будние дни.
Дальнейшее бывает, как это описано в Диатаксисе Константинопольского Патриарха Филофея (XIV в.): "Когда настанет время, отходит иерей с диаконом и творят поклоны иконе Владыки Христа, между тем как все братья сидят; диакон, взяв свой стихарь с орарем и поклонившись на восток трижды, подходит к иерею и говорит: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем"; иерей благословляет их, говоря: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Затем надевают оба присвоенные одежды". По облачении священник "кадит святую трапезу крестовидно окрест и весь жертвенник (то есть алтарь) и, отворив святые двери, исходит" северными дверьми, предваряемый двумя экклисиархами в мантии и с возжженными свечами на подсвечниках. Став посреди храма лицом к архиерейской кафедре, они возглашают: "Повели", "Повелите" и "Повели, Владыко (Отче) святый" и при этом приподнимают подсвечники. Вслед за этим иерей кадит перед святыми дверьми, затем перед иконами в иконостасе, правым и левым ликом, предстоятелем и иконами в проскинитариях и всей