Пользовательского поиска

сентября  до Недели Ваий".  Особый порядок совершения благовеста в Лавре преподобного Афанасия  Афонского  описывает В.  Григорович-Барский:  "Первое бо гласят в ней звоны,  также толчет в великое висимое било сицевым образом:  толкнувши  пят или шест раз скоро,  также чтет дванадесят "Верую",  по всяком "Верую" ударяющи в било раз,  дондеже совершатся 12,  и паки 5 или 6 скоро, якоже первое; таже вторую статию биет медленно, с 12 "Верую", и паки пят, шест скоро, таже и третую статию, с 12 "Верую".  Последи же 2 статии обичных,  скорых и долгих, о них же предпомянухом,  по древяном  же  билу  в  клепало  железное статию едину".

 

     Чтобы заполнить    время,   установленное   уставом   для совершения агрипнии,  в некоторых  святогорских  обителях  чин бдения предваряется малым повечерием, которое совершается, как было описано выше,  но с той разницей, что молитва, положенная в  конце повечерия:  "И дождь нам,  Владык,  на сон грядущим", опускается,  "как не соответствующая  цели  настоящего  нашего подвига", по замечанию "Писем святогорца".

 

     Всенощное бдение   начинается   совершением   в  литийном притворе службы 9-го часа,  со  своим  отпустом.  Если  бдение возглавляет архиерей,  к обычному возгласу:  "Молитвами святых отец  наших",  которым  на  Афоне  заканчиваются  все  службы, прибавляется "Молитвами святого Владыки нашего".

 

     Чин великой   вечерни  совершается  в  центральной  части кафоликоне.  При этом архиерей (или в его  отсутствие  игумен) стоит  на  архиерейской кафедре в мантии и с жезлом.  Служащий иеромонах  подходит  к  кафедре  и,  сотворив  земной   поклон предстоятелю,  берет благословение на начало богослужения.  На интересную    особенность    указывает    типикон    сербского Хилендарского монастыря.  Здесь иеромонах благословляется не у предстоятеля,  а   у   иконы   Божией   Матери   "Троеручица", находящейся  справа  от  архиерейской кафедры.  Иерей полагает перед иконой три земных поклона и лобызает икону,  после  чего отходит в алтарь. Такое начало сохраняется и в будние дни.

 

     Дальнейшее бывает,   как   это   описано   в   Диатаксисе Константинопольского  Патриарха  Филофея  (XIV   в.):   "Когда настанет  время,  отходит  иерей  с  диаконом и творят поклоны иконе Владыки Христа,  между тем как все братья сидят; диакон, взяв  свой  стихарь  с орарем и поклонившись на восток трижды, подходит к иерею и говорит:  "Благослови,  Владыко,  стихарь с орарем";  иерей благословляет их, говоря: "Благословен Бог наш всегда,  ныне и присно и во веки веков".  Затем  надевают  оба присвоенные  одежды".  По  облачении  священник  "кадит святую трапезу крестовидно окрест и весь жертвенник (то есть  алтарь) и,   отворив   святые   двери,   исходит"  северными  дверьми, предваряемый двумя экклисиархами  в  мантии  и  с  возжженными свечами   на   подсвечниках.   Став   посреди  храма  лицом  к архиерейской кафедре,  они возглашают:  "Повели", "Повелите" и "Повели,  Владыко  (Отче)  святый"  и  при  этом  приподнимают подсвечники.  Вслед за этим иерей кадит перед святыми дверьми, затем  перед  иконами  в  иконостасе,  правым  и  левым ликом, предстоятелем и иконами в проскинитариях и всей 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики