Пользовательского поиска

М. М. КЛИМЕНКО

 

Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон

 

     Святая Гора   Афон   занимает   исключительное   место  в Православном мире. Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в удел,  место особого попечения Божией Матери,  уже с IX века становится крупнейшим духовным центром Византийской империи. С этого  времени  и  до  сего  дня,  несмотря  на многочисленные нашествия  иноверцев  и   варваров,   Афон   продолжает   быть единственным  в  мире  местом,  где  сосуществуют,  сохраняя и развивая  свои  традиции    том  числе   и   литургические), несколько направлений восточного православного монашества.

 

     Первыми насельниками   Святой   Горы   были   отшельники, знаменитые подвижники  египетских,  сирийских  и  палестинских монастырей и скитов,  которые оставили свои обители,  спасаясь от нашествия арабов. Несчастные изгнанники тысячами ринулись в Константинополь,   прося  защиты  у  императора.  В  680  году император Константин Погонат своим хризовулом  (указом)  отвел им  для  жительства  уединенный  Афонский  полуостров и тем же указом закрепил за  монахами  право  вечного  владения  Святой Афонской  Горой.  Поэтому  и богослужение на Афоне вплоть до Х века совершалось по различным  скитским  уставам,  принятым  у палестинских  келлиотов.  Такой  порядок сохранялся еще долгое время после основания первых монастырей.  Это видно  из  того, что  КиевоПечерский  игумен Досифей в XIII веке заимствовал на Афоне  устав   келейного   правила,   а   митрополит   Киприан (1390-1406)  в  своей  редакции  Псалтири  большое место отвел афонским   особенностям   келейного    совершения    суточного богослужения.  К  этому  же времени (XIII в.) относится Типик, или  Устав,  Карейской  келлии,  составленный  святым   Саввой Сербским  дня  монаха,  живущего  в устроенной им безмолвнице, получившей отсюда название  "типикарница".  Порядок  служб  по этому  Уставу  близок  к  обычному,  с той лишь разницей,  что ежедневно должна быть прочитываема вся Псалтирь;  кафизмы,  не вошедшие   в   состав  богослужений  суточного  круга,  должны прочитываться в промежутке между ними.  На утрени,  3-м, 6-м и 9-м часах в продолжение всего года читается по три кафизмы.  В субботу  вечером  совершается   всенощная   особого   состава: Трисвятое,  псалом  50,  канон,  чтение  из  Евангелия,  после Шестопсалмия - три-четыре кафизмы.  Далее служба идет  обычным порядком, но библейские песни стихословятся отдельно, и уже за ними  следует  канон  воскресный  или  святому.  На  Афоне  же появилось    "Постническое,   или   скитское,   последование", составленное  в  XIV  веке  монахом  Феодулом   Фикарою.   Это последование  было переведено на славянский язык и в 1620 году издано в Вильне архимандритом Леонтием Карповичем.

 

     Иерусалимский устав  вошел  в  употребление  на  Афоне  в период  его  повсеместного  распространения  на   Православном Востоке,    когда   богослужебные   особенности   палестинских монастырей уступили в  нем  место  порядкам,  сложившимся  под влиянием    литургических    традиций   

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики