Пользовательского поиска
|
ü
уравняют в гражданских правах и в
замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит
большей частью по жребию.
ü
В государстве появится полная
свобода и откровенность и возможность делать что хочешь и при таком
государственном строе люди будут очень различны.
ü
В демократическом государстве нет
никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому
способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда
другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не
жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо
судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это придёт тебе в голову.
ü
Демократический строй нисколько
не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности.
Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.
ü
Он тоже будет усилием своей воли
подавлять в себе те вожделения, что ведут к расточительству, а не к наживе. Их
можно назвать лишёнными необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в
ней не царит необходимость.
ü
Те вожделения, от которых люди не
в состоянии справится, можно было бы по справедливости назвать необходимыми, а
также и те, удовлетворение которых приносит нам пользу: подчиняться как тем,
так и другим неизбежно уже по самой нашей природе.
ü
Когда юноша, выросший, без
должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает мёда трутней и
попадёт в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему
всевозможные наслаждения, самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него
началом перехода от олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в
день такие люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной,
вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и пользуются. Этот
человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пёстр, как и его
государство.
Три
«части» демократического государства: трутни, богачи и народ.
ü
Платон мысленно делит
демократическое государство на три части. Одну часть
составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и вследствие
своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При демократии чуть ли не
стоят во главе: самые ядовитые из трутней из трутней произносят речи и
действует, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат, и не допускают,
чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую часть составляют богачи – обычно
богачей называют сотами трутней. С них-то трутням всего удобней собрать
побольше мёду. Третий разряд составляет народ – те, что трудится своими руками,
чужды делячества, да и имущества у них немного, они всего многочисленнее и при
демократическом строе всего влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.
ü
Когда появляется тиран, он
вырастает именно из народного корня, то есть как ставленник народа.
Тиранический
строй.
Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого и ни в чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение. Из