Пользовательского поиска
|
ü
местность, однако станут вечно
злоумышлять друг против друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением
правителей. Но возможно продать всё
своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать
жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть,
не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но тем, кого называют
бедняком или неимущим.
ü
Богатый человек, расходующий свои
деньги в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту расточитель
готового.
ü
В таком государстве много
преступников, которыми становятся по необразованности, вызванной дурным
воспитанием и скверным государственным строем.
ü
Платон считает, что если бы в
таком государстве существовал закон, который предписывал бы гражданам большую
часть добровольных сделок заключать на свой страх и риск, стремление к наживе
не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол.
Государство, в котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с
собой по малейшему поводу.
«Олигархический»
человек.
ü
Переход от тимократического
склада к олигархическому происходит из-за превращения любви к почестям в любовь
к деньгам. Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду лишь умножение
своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто не будет вызывать у
него восторга и почитания, а его честолюбие будет направленно лишь на
стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он
бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не
допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.
ü
Он недостаточно воспитан. Такой
человек укрощает свои дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу
необходимости, из страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества.
У него из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня – отчасти
нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из
предосторожности.
ü
Такой человек всё же приличнее
многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от
него далека.
ü
Причиноа
перехода от олигархии к демократии в
ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо
быть как можно богаче.
ü
При олигархии правители, стоящие
у власти, будучи богатыми, не хотят ограничивать законом распущенность молодых
людей и запрещать им расточать и губить своё состояние; напротив правители
будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать
ещё богаче и могущественнее.
ü
В таком государстве эти люди
сидят без дела, но зато у них есть и жало, и оружие; одни из них кругом в
долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то и другое; они
полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и
замышляют переворот.
Демократический
строй.
Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных