Пользовательского поиска
|
ü
добродетели и древнему устроению.
Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему:
согласились установить частную собственность на землю и дома, распределить их
между собою, а тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и
кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг,
сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой государственный
строй нечто среднее между аристократией и олигархией.
ü
Защитники страны должны были
воздерживаться от земледельческих работ, ремёсел и остальных видов наживы, в
устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях –
во всём подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.
ü
Там побоятся ставить мудрых людей
на государственные должности, потому что там нет подобного рода простосердечных
людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех,
что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем
для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет
вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денег…они, как дикари, почитают
золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы всё это
прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки, как в собственном
логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно
других.
ü
В таком государственном строе зло
полностью смешалось с добром.
ü
Одно только там бросается в глаза
– соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.
«Тимократический»
человек.
ü
Он жестокий, и хотя ценит
образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет
словом. С рабами, такой человек жесток,
хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями
послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не умение
говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с презрением относится к
деньгам, но чем старше он становится,
тем больше он их любит.
Олигархический
строй.
ü
Олигархией Платон называет строй,
основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не
участвуют в правлении.
ü
Переход из тимократии в олигархию
осуществляется следующим образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц
губит тимократию; они, прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для
этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи
и их жёны. Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят
дальней шес продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они
добродетель. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится
почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают
одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности,
а бедняк там не пользуется почётом.
ü
Установление имущественного ценза
становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй
олигархичен, тем более высок ценз... Такого рода государственный строй держится
применением вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём
запугивания.
Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же