Пользовательского поиска
|
ü
Как считал Платон, в образцово устроенном государстве
царями должны быть люди, наиболее отличившиеся
в философии и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной
собственности, а «все у всех общее»:
жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего
приобретать. Военные за свою службу должны
получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их
обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть
наиболее отличившиеся в философии и военном деле…
ü
У всех всё общее, ни у кого нет
ничего собственного.
ü
По мнению Платона, существует
четыре вида порочного государственного устройства. Это те виды, которые
пользуются известностью во времена Платона. Большинство
одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая
стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множество зол.
Из неё возникает отличная от неё демократия. Прославленная тирания отлична от
них всех – это четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-нибудь иная идея
государственного устройства, которая ясно проявлялась бы в каком—либо виде?
Ведь наследственная власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также
другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных
устройств промежуточное положение. Государственные устройства рождаются от тех
нравов людей, что наблюдаются в государствах. У различных людей существует
столько же видов духовного склада, сколько существует государственного
устройства.
ü
Раз видов государств пять, то и у
разумных людей должно быть пять различных устройств души:
1.
Человек, соответствующий
правлению лучших – аристократическому – хороший и справедливый.
2. Худшие
люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно принадлежат
лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и тираническому.
ü
Государственный строй,
основывающийся на честолюбии, назван Платоном «тимократией» или «тимархией».
Изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим
внутри той части, которая обладает властью. Трудно пошатнуть государство с
аристократическим правлением. Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то
даже и такой строй не сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать
же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней
обитает, - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к
завершению цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных –
наоборот.
2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели души к