Пользовательского поиска
|
1.
Теоретические аспекты анализа неплатежеспособности
предприятия
1.1 Основания для
признания предприятия неплатежеспособным
Всякое
предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с
налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и
потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут
привести к тому, что предприятие станет должником
и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные
действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.
Кредитор
имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения
убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Обязательства
предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют
определенные сроки исполнения.
Нарушение
сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем
больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно
задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах
партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.
Такое
предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного
плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.
Ненадежное
исполнение обязательств свидетельствует о:
•
необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие
располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;
• дефиците
или кризисе возможностей для исполнения обязательств.
Необязательность
как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от
взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и
договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на
погашение обязательств без особого ущерба.
Когда
предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся
обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба,
удовлетворить кредиторов.
И здесь не
принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим.
Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие
сроки, платежеспособно ли оно?{[26]