Пользовательского поиска
|
равнодушие по отношению к
учителю и учебному материалу. В свою очередь, Лев Николаевич разработал целую
систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их
творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу
на уроке.
2.2.1. Могучим средством достижения
сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. В это понятие он вкладывал очень широкий
смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие
действительности. Наглядность в обучении должна быть так применена, чтобы
обеспечить яркое эмоциональное запоминание ребенком живых образов, возбудить
детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию
вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными
средствами наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка
действительность и пополнение впечатлений о ней через повседневное наблюдение в
быту, труде, детских играх, прогулках, и, конечно же, целенаправленно, через
школьные опыты, эксперименты, экскурсии.
Использование средств наглядности должно
осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного усложнения и
разнообразия форм. Чувство меры и места понималось Толстым как недопустимость
перегрузки урока искусственными формами наглядности, то есть картинами,
изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной
обстановки. Он резко отрицательно относился к опыту зарубежной школы, где практически
каждое слово, объяснение на уроке сопровождалось показом соответствующей
картинки, причем не бралось во внимание то, знаком ли ребенок с реальным
предметом, явлением или нет. Толстой считал необходимым условием для
нормального интеллектуального развития ребенка систематическое апеллирование
педагога к впечатлениям и образам реальной действительности, сложившимся в
процессе его жизненного опыта, к так называемой внутренней наглядности.
Бесполезно на определенном уровне развития ребенка предъявлять ему изображения
предмета, с которым он никогда не встречался и не имеет никакого отношения.
Толстой резко выступал против предметных
уроков, считая их чисто формалистическими методами применения наглядности, не
опиравшимися на внутреннюю систему и потому не имевшими никакого положительного
влияния на учеников.
Наглядность, если подходить к ее применению
формально, не спасет учеников от зубрежки, от незнания действительного
положения вещей и явлений, даже от умственного отупения.
Постепенное усложнение видов и способов
применения - одно из обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде
всего сочетание накапливаемых учеником представлений реальной действительности
со словом учителя и речью, воображением самого ученика.
Учитель, справедливо заметил Толстой, знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые