Пользовательского поиска

  Особый интерес представляют взаимоотношения Толстого-учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.

 

 2.2.6. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.

Он уделял особое внимание разработке специальной методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:

  1) предоставлять ученикам большой и разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;

    2) темы должны быть в то же время серьезными и интересовать самого учителя;

  3) давать детям в качестве образцов детские сочинения, так как они всегда “справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых”;

   4) во время рассмотрения детских сочинений не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о недостатках построения предложений.

  Для развития художественной стороны сочинения нужно из большого числа возникающих мыслей и образов выбрать одну и облечь ее в соответствующие слова. Учащимся лучше удавались сочинения на темы, связанные с описанием событий и воспоминаний, чем на темы, названные педагогом без учета интересов учеников, запаса их представлений и знаний. Сочинения писали обычно ученики совместно с учителем, два раза в месяц по отдельным предметам после изучения той или иной части программы.

 В результате осуществления разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье “Кому у кого учиться...” Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса. 

 

 2.3. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики