Пользовательского поиска
|
как
каждое экономическое решение - часть экономического плана, который простирается
в более или менее отдалённое будущее, то в каждой экономической деятельности
есть элемент неуверенности. В связи с этим следует ввести такие термины как
оптимизм и пессимизм. Психологические теории имеют в виду что-то большее чем то,
что во время подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время
спада более пессимистических взглядов, только то, что во время подъёма люди
инвестируют более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и
пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию
вызывать или усиливать рост или падение вложений. Следует отметить, что
невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на
изменения в экономике или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму инвестиций.
В период, когда происходит рост
спроса на продукцию многих отраслей промышленности и расширение выпуска их
продукции, производители в тех отраслях, которые не испытали ещё повышение
спроса на свою продукцию, склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда
в течении некоторого времени происходит рост спроса и цен, люди имеют
обыкновение всё с большой уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса
и цен будет происходить в таких же или примерно таких же размерах, то есть они
слишком уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в
будущем. “Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции,
которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%,
производятся из расчёта 6%.”[1]
Именно под влиянием такого рода идей здоровый экономический рост начинает
постепенно выливаться в опасное разбухание. На этом этапе, как правило, ошибки
оптимизма обнаруживаются, наступает реакция и возникают ошибки противоположного
характера. Оптимистические прогнозы в конце концов приводятся в сопоставление с
фактами. Когда эта проверка вещей оказывается неутешительной, уверенность
оказывается поколебимой, наступает разочарование. Пессимизм и нежелание
инвестировать приводят к сокращению покупательской способности. Деньги не
инвестируются и не расходуются на товары производственного назначения, а идут
на покрытие убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что
способствует увеличению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие.
Цены падают, и это усиливает пессимистические настроения.