Пользовательского поиска
|
не вижу связного и
направленного онтологического развития … Хотя вполне понятно искушение
охарактеризовать такую позицию как релятивистскую, это мнение кажется мне ошибочным»
[Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.269-270].
Он соглашается признать
прогресс науки, но видит его лишь в открытии более эффективных способов решения
головоломок. Кун сравнивает научный прогресс с биологической революцией,
совершающейся без какой-либо цели. «Однако эволюция органического мира
бессознательна, а ученые в своей деятельности вполне сознательно стремятся к
одной общей цели – познанию природы, окружающего нас мира» [Мельвиль
Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М.: Мысль, 1983, С.170].
Понятно, что последовательно провести свою субъективистскую линию Кун не может.
Нередко ему приходится признавать, что научные теории все-таки должны соответствовать
природе вещей.
Говоря о куновском процессе развития науки, Яковлев Ю.В. называет его «научным циклом» и выделяет восемь фаз. В первой, латентной фазе на фоне господства утвердившейся парадигмы возникают научные гипотезы и «безумные идеи», которые пытаются объяснить не укладывающиеся в эту парадигму научные факты и обобщения. Во второй фазе, совпадающей с кризисом господствующей парадигмы, число подобных гипотез и идей умножается, они проходят тщательную проверку и отбор, на их основе формируются открытия и теории, образующие ядро новой парадигмы. В следующей фазе происходит отчаянная схватка обреченной и рождающейся парадигм, представляющих их научных школ и сообществ; в итоге этой борьбы, после фазы депрессии, равновесия противоборствующих систем, побеждает новая парадигма, что и составляет суть научной революции. Пятая фаза характеризуется стремительным распространением новой парадигмы, трансформацией под ее воздействием существующих отраслей знания и формированием новых, отражением нового видения мира в учебной и научно-популярной литературе, что ведет к массовому использованию этой парадигмы в научных исследованиях и практической деятельности, успешному решению многих проблем и головоломок. В фазе зрелости утвердившееся видение мира становится общепризнанным сводом доказанных теорий и само собой разумеющихся аксиом. Однако постепенно накапливаются научные факты и обобщения, которые не укладываются в господствующую парадигму, головоломки, которые она не в силах решить; а главное – меняется само общество, вступая в фазу кризиса, включая и кризис духовной сферы. Это рождает сонм новых идей и гипотез; некоторые из них формируют ядро будущей парадигмы, адекватной изменившемуся обществу. Несостоятельность прежней парадигмы становится все более очевидной, она не в состоянии объяснить происходящие перемены и достоверно предвидеть их ход, с ней расстаются ученые, педагоги, политические деятели; наступает время торжества нового видения мира, утверждения следующей парадигмы. Однако это не означает,