Пользовательского поиска
|
вается прямая стена. «… такой подход признает лишь
рост науки, но отвергает ее подлинное развитие: научная картина не изменяется,
а только расширяется. … Практически это выразилось в том, что историки науки
вместо анализа особенностей нового знания и путей его возникновения, едва
зафиксировав его появление в истории, наперегонки бросались на поиски
предшественников и предвозвестников» [Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975, С.269].
Кун же выступает против такого
образа науки. Процесс развития науки включат в себя два этапа: эволюционный и
революционный. Первый был назван нормальной
наукой, а второй - научной революцией.
Все развитие нормальной науки,
вызванное новыми открытиями и необходимостью объяснения новых фактов,
осуществляется в рамках определенной парадигмы. В случае открытия таких фактов,
которые не согласуются с принятыми теориями или даже противоречат им, старые
теории, утверждает Кун, не отбрасываются, вопреки Попперу, а либо подвергаются
некоторым усовершенствованиям, либо дополняются теориями, позволяющими включить
объяснения новых фактов в систему общепринятых теорий. Он отмечает во-первых,
что «ни одна парадигма, обеспечивающая базис научного исследования, полностью
никогда не разрешает все его проблемы» [Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975, С.113], и, во-вторых, что «если бы каждая неудача установить соответствие
теории природе была бы основанием для ее опровержения, то все теории в любой
момент можно было бы опровергнуть» [Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975, С.193]. «Парадигма всегда отличается устойчивостью. Развитие нормальной науки
носит кумулятивный характер: в рамках данной парадигмы происходит приращение
знаний» [Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М.: Мысль, 1983, С.167].
Однако в истории науки, как
говорит Кун, неизбежно наступает такой момент, когда данная парадигма предстает
сообществу ученых как уже не удовлетворяющая его цели, не способная обеспечить
эффективное решение научных задач. Возникший в науке кризис преодолевается
путем отказа от прежней парадигмы и замены ее новой. Происходит революция в
науке, существенно изменяющая взгляд на мир и способы решения теоретических
головоломок, составляющего, согласно Куну, основное дело ученого.
Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (противоречие новых данных методик выводам и методам устоявшейся парадигмы), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к исходным принципам действующей парадигмы со стороны значительной части научного сообщества). Переход к новой парадигме происходит под действием этих же факторов и он, по Куну, не может основываться на чисто рациональных до