Пользовательского поиска
|
Часовня – это уже строение, клетская или шатровая,
но она ставилась для свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей,
иногда – вместе с ними.
На
Руси часовни необходимы, просторы велики и не все деревни многолюд-ны. Там где
приход небольшой и со-держание постоянно действующей церкви невозможно ставили
часовни и совершали в них крещение младенцев, венчание или отпевание.
В
раннехристианские времена часовни ставили над входом в подземные кладбища или
над катакомбными церквами. Иногда их ставили над ручьём или ключом с целебной
водой, иногда на росстанях и больших дорогах для сбора подаяний или молений для
путников.
Часовня
отличается от церкви отсутствием у первой апсид и обычно меньшими размерами,
хотя есть много исключений, с формальной стороны в часовне не ведут постоянные богослужения.
Церковь – сельский приходской храм, с
раннехристианских времён имеет каноническую схему взаимного подчинения объёмов
– частей: главная – сама церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной,
с востока – алтарь (апсиды), с севра и юга часто пристраивались приделы с
малыми алтарями. Это обобщённая схема, на Руси много трансформаций её
существует, но порядок один.
К выбору для строительства церквей, как, впрочем, и
всего остального, русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или
анализируя местность, но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом
месте: на берегу реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа,
чтобы все эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий архитектурно-пространственный
пейзаж. И так было потому, что это дело
богоугодное, а человек как созданный по образу и подобию божьему всегда
чувствует красоту. А если его душа свободна и чиста и нет в ней злобы, а Бог,
то и всё, что он делает тоже божественное.