Пользовательского поиска
|
Глава 1.
« В начале было Слово,…, и Слово было Бог» – сказано
у Иоанна, так и понимание значений культовых построек идёт из понимания
определений слова «церковь» – как сообщества людей: «где двое сошлись во имя
Моё, там и Я между них»; церковь как архитектурный образ – овеществлённый
высший идеал человеческих стремлений в духовной и мирской жизни. Это не значит,
что церковное строение должно отражать идеалы научно-конструктивного мышления
(наука лишь часть развития цивилизации), но мера и красота есть суть в духовном
развитии сообщества и отдельного человека, его стремления к совершенству.
Рассматривая ряд общетипов культовых построек и
символов, можно выделить такие как церковь, часовня, колокольня или звонница, обетный столб или крест, погост
с оградой – как кладбище[1].
Их взаимосвязь и влияние являются целью данной
главы.
Описание градостроительного ландшафта начинается
с дороги ведущей к нему. Дорога – путь,
а на пути всегда встречаются различные места имеющие какое-то особое значение.
В старину на Руси эти особые места помечали особыми знаками – памятными или
обетными крестами или столбами, везде, где люди считали нужным осенить себя
крестным знамением. Большой резной крест с надписью или иконой на высоком бугре
у откоса – как ориентир, поменьше – может даже на сельской улице или на опушке
леса, как оберёг или остерёг, мало ли значений. Но всегда там, где любо и приятно.
Такие кресты в эпоху Петра I ставили
вместо часовен, если была надобность; и
нередко их покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку о
четырёх опорах. Иногда их ставили на росстанях, и тогда там ещё клали скамьи
под навесом, чтоб люди могли у развилки дорог посидеть-отдохнуть, проститься,
дать обет…