Пользовательского поиска

Глава 1.

 

« В начале было Слово,…, и Слово было Бог» – сказано у Иоанна, так и понимание значений культовых построек идёт из понимания определений слова «церковь» – как сообщества людей: «где двое сошлись во имя Моё, там и Я между них»; церковь как архитектурный образ – овеществлённый высший идеал человеческих стремлений в духовной и мирской жизни. Это не значит, что церковное строение должно отражать идеалы научно-конструктивного мышления (наука лишь часть развития цивилизации), но мера и красота есть суть в духовном развитии сообщества и отдельного человека, его стремления к совершенству.

 

 


Рассматривая ряд общетипов культовых построек и символов, можно выделить такие как церковь, часовня, колокольня или звонница, обетный столб или крест, погост с оградой – как кладбище[1]. Их взаимосвязь и влияние являются целью данной главы.

 

Описание градостроительного ландшафта начинается с  дороги ведущей к нему. Дорога – путь, а на пути всегда встречаются различные места имеющие какое-то особое значение. В старину на Руси эти особые места помечали особыми знаками – памятными или обетными крестами или столбами, везде, где люди считали нужным осенить себя крестным знамением. Большой резной крест с надписью или иконой на высоком бугре у откоса – как ориентир, поменьше – может даже на сельской улице или на опушке леса, как оберёг или остерёг, мало ли значений. Но всегда там, где любо и приятно. Такие кресты в эпоху Петра I ставили вместо часовен, если была  надобность; и нередко их покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку о четырёх опорах. Иногда их ставили на росстанях, и тогда там ещё клали скамьи под навесом, чтоб люди могли у развилки дорог посидеть-отдохнуть, проститься, дать обет…

 



[1] Рассматриваются наиболее распространённые и обобщённые  типы.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики