Пользовательского поиска
|
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким
словом, исходящим из уст Божиих». Церковь есть слово и начало, и молчание не есть золото, если оно
не с Богом. Так и город, и село без церкви подобны глухонемому, страждущему
музыки.
В русском селе или деревне церковь часто играла роль
мощной доминанты, формирующей и изменяющей не только искусственные ландшафты
селитебных территорий, но и природные ландшафты, оставаясь, однако, с ними в
полной гармонии.
Казалось бы, сравнительно с жилыми домами и избами,
огромные массы церквей, колоколен, куполов, кажутся функционально
неоправданными. Даже соотношение полезной площади самого здания к его объёму,
говорит об иных задачах и целях, нежели простое отправление церковных обрядов.
Восстановление церквей в сложившихся сёлах с
градостроительной точки зрения практически не представляет труда, так как они
стоят в местах созданных самим сочетанием природы и человеческого духа, к
которым тяготел испокон веков.
В новых сёлах, созданных по принципам регулярной
планировки и отсутствием идеи подчинения архитектурно-духовной композиции,
свойственной старым деревням и волостям, особенно на севере России, с центром
притяжения – церковным комплексом, место для строительства храма или часовни
выбирается с учётом не только самого населённого места, но его окружения,
удалённости от других деревень и социально-экономических факторов.
Композиционные особенности построения архитектурного
объёма церкви на сегодня диктуются художественно-выразитель-ными и экономическими
требованиями. Духовное значение выявляется через одухотворённость мастера –
архитектора. Чувство ансамблевости и лаконизма должно стать первым звеном в цепи возрождения нацио-нальных идеалов - «как красота и мера скажут».