Пользовательского поиска
|
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
1837-1887
Русский художник жанровой, исторической и портретной
живописи. Вдохновитель организатор «передвижников».
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими
идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н.Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, « и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род». Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан П.М.Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы - И.Е.Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей.
Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет
Л.Н.Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и передал
владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М.Е.Салтыков - Щедрин в портрете1879
года предстает, напротив, в состоянии открытого и вызывающего противостояния
действительности. Очень интересен и портрет А.С.Грибоедова (1873).
На 2-ой
Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского «Христос в
пустыне», которая вызвала долго не утихав- шую полемику. Крамского неоднократно
просили пояснить его произведение. В письме-ответе В.М.Гаршину Крамской пишет о
том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот
неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать - «пойти ли
направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу
злу». Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного
Крамским, колебаний и выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет
возможности отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько
момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной
предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить
по совести при абсолютной невозможности
для него поступать иначе.
В трех
главных картинах Крамского 1880-х годов
- "Лунная ночь», «Неизвестная» и «Неутешное горе» - выражение
общечеловеческого оказывается связано с
воплощением женских образов.