Пользовательского поиска
|
кредита, позволяющих взаимно уменьшать числовые значения или
сравнивать в различной оценке одни и те же величины. Согласованность и
координированность — непременное условие реализации первого принципа.
7. Специфичность —
необходимо различать организационную и исполнительскую специфичность. Первая
находит выражение в системе счетов, вторая — в управленческой структуре
предприятия; причем администрация через первую структуру управляет второй.
8. Однородность —
каждый счет выделяется по строго определенному, качественно однородному
признаку: смешанные счета запрещаются.
Эти восемь принципов как бы объединяют все правила двойной
бухгалтерии. До некоторой степени их дополнил Теодоро д'Ипполито (1945),
выдвинув три критерия для отражения последовательности расположения статей в
активе: 1) функциональное назначение средств (наличие, которым можно
распоряжаться), 2) воспроизводимость и 3) иммобилизация, и один критерий в
пассиве — сроки востребования, в связи с чем выделяются:
а) обязательства, подлежащие немедленной оплате, б)
обязательства с длительным сроком оплаты, 3) обязательства, сроки погашения
которых можно не принимать во внимание [Ippolito, с. 207].
Джино Дзаппа (1879—1960) считался последним из крупнейших
бухгалтеров, замыкающих классическую итальянскую школу. Возвращаясь к идеям
Виллы, он значительно расширил цели и границы бухгалтерии. Учет трактовался им
только как чистая самостоятельная наука об управлении, не зависимая от
юридических и политико-экономических доктрин.
Его взгляды на баланс достаточно интересны: оценка по
текущим ценам;
доля дебиторской задолженности в активе и кредиторской в
пассиве характеризуют связи предприятия с его корреспондентами, т. е. с
внешним миром. Согласно Дзаппе, объект, помещенный в балансе, более
информативен, чем
взятый сам по себе.
Смысл баланса в том, чтобы отразить все информационные связи между его элементами*.
Важно подчеркнуть, что согласно Дзаппе, актив — это не
просто средства предприятия, но ресурсы, предназначенные для получения прибыли,
следовательно, мы можем охарактеризовать его как ожидание будущих прибылей.
Но значительно интереснее его анализ соотношения баланса и
отчета об убытках и прибылях. Для него первый — следствие второго, и именно
отчет должен, по мнению Дзаппа, рассматриваться как центральная категория
бухгалтерского учета.
Изучая соотношения дохода и затрат, он пришел к формулировке
положения, которое мы можем определить как постулат Дзаппы:
С бухгалтерской точки
зрения доходы предприятия очевидны, а затраты сомнительны.
Это обусловлено тем, что доходы вытекают из документов на
реализацию товаров и услуг, а величина затрат всегда зависит от учетной
политики предприятия и выбора администрацией различных методологических
приемов, доходы определяются объективно, расходы, связанные с исчислением
себестоимости, — субъективны. Отсюда и величина прибыли, в том числе и
налогооблагаемой, условна.
Дзаппа подвел итог пятивековым достижениям итальянской
учетной школы и заложил основы ее будущих достижений.
При всем разнообразии взглядов итальянскую школу можно рассматривать как единое целое. Ее представителей объединяет целеустремленная содержательная