Пользовательского поиска

(1589), с которой Декарт,  как полагают исследователи, ознакомился еще в старших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу использовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и антипатии,  существующие между природными вещами. При всей фантастичности таких представлений идея овладения силами природы на  основе  познания  присущих ей свойств (несколько позже эта идея была весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта очень сильное впечатление.

К разочарованию Декарта в схоластической  учености  прибавлялось  и  понимание  малообоснованности натурфилософских концепций. Его строгий ум не мог примириться с  теми  псевдоистинами,  какими довольствовались  схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители, учения которых приближались к концепциям натурфилософов.  Этим  во многом  объясняется  сильное  воздействие  на  него идей античного скептицизма,  обновленных одним из самых ярких философов  позднего Возрождения,  соотечественником  Декарта  Мишелем Монтенеч (1533 - 1592) .  Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из них  -  противоречие  между  чувственным и умственным компонентами знания).

Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматической самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластическому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаделям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверенность в возможности достичь достоверного знания и утверждал достижимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конкретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего духовного развития в "Рассуждении о методе",  Декарт писал,  что он "запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что "все более и более убеждался в своем незнании".  Из этого состояния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях жизни.  В том же произведении он высказал мысль,  что можно встретить  "более истины в рассуждениях каждого,  касающихся непосредственно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образованного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом  исследований французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует из "Правил для руководства ума",  математические размышления переросли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место.  Одно из важнейших достиже

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики