Пользовательского поиска

сансные натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания (примером могут  служить  медицинские  прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Коперника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем  христианско-монотеистические  представления   о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы.  В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале,  действовавшем из глубин  природы,  по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства.  Такое понимание бога  в  европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое.

Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и самосущей, которое господствовало в античности и теперь  противостояло  креационистским  догматам схоластической философии.

Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы  опытных знаний,  накопившихся за столетия средневековья, а также положения научной мысли,  появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую  долю  их  содержания составляли устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячелетия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по "производству" золота,  добыче "философского камня" и т. п. Весьма значительную  роль  в натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые опять-таки со времен глубокой  древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.

В астрологии имелось свое  "рациональное зерно",  заключавшееся  в идее космического взаимодействия светил,  их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному  восприятию природы,  которое сближало ренессансную натурфилософию с античной.  Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия.  Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон  природного мира,  которые  могут быть весьма полезными людям.  Однако поверхностность понимания подлинных,  реальных связей природы  порождала совершенно  иллюзорные  попытки воздействия на природу в интересах этой практики.  Мечта гуманистов об установлении царства  человека на земле далеко опережала возможности ее реализации.  Отсюда широкая распространенность магических суеверий в  их  натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натурфилософии  появилось понятие естественной магии.  В этом отношении особенно показательна книга  итальянца  Джамбаттисты  делла  Порта "Естественная магия,  или о чудесах природных вещей"

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики