Пользовательского поиска

востоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания,  усложнение сознания человека в его  многообразных аспектах,  в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том,  что в нем были  сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на  более  высокую  ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии - обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в которых  могли принимать участие и преподаватели). Формулирование тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или опровержения  (его  оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство аргументации.

Положительные моменты в организации обучения  в  коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного содержания преподаваемых  дисциплин,  и  в  особенности  дисциплин старших,  ("философских") классов.  Конечно,  схоластика,  будучи в принципе теологизированной философией,  включала в  себя  элементы конкретных научных знаний.  В эпоху средневековья она  была  исторически  необходимой  формой  усвоения  и трансляции античной мысли.  Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а затем и в других европейских странах становилась все более  ощутимой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлетворенные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в нее  одиозный  смысл,  понимая ее как формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение, содержательность  которого  обратно пропорциональна  его внешнему блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластической, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая философия,  поставив эпохальную проблему учреждения царства человека в  реальной,  земной жизни,  связывала ее решение с более глубоким пониманием самого человека.  Многие гуманисты сформулировали и новое  понимание природы.  Природоведческие интересы гуманистов свое наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских  построений, ставших наиболее влиятельными в XVI в. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических  и  природоведческих  категориях  и  представлениях Аристотеля,  концепции ренессансных натурфилософов были ориентированы на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья: платонические,  пифагорейские, стоические, атомистические,  некоторые  идеи  досократовских философов ("рассуждавших о природе").  В идейный контекст  античной  физики некоторые  ренес

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики