Пользовательского поиска
|
востоящих
философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и
неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре.
Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и
идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась
на более
высокую ступень. И хотя сам
Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе
новый импульс.
Философское
развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее
последних, "философских"
классов. Программа обучения в Ла Флеш
предполагала еженедельные дискуссии - обычно на темы философии и
теологии, изучавшиеся в течение данной
недели (в конце месяца устраивались еще более сложные диспуты,
в которых могли принимать участие
и преподаватели). Формулирование тезисов и подбор аргументов для их обоснования
(защитником) или
опровержения (его оппонентом) развивали логические способности
учащихся, прививали им искусство аргументации.
Положительные моменты в организации обучения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин старших, ("философских") классов. Конечно, схоластика, будучи в принципе теологизированной философией, включала в себя элементы конкретных научных знаний. В эпоху средневековья она была исторически необходимой формой усвоения и трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а затем и в других европейских странах становилась все более ощутимой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлетворенные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в нее одиозный смысл, понимая ее как формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение, содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластической, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая философия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и новое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских построений, ставших наиболее влиятельными в XVI в. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и представлениях Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентированы на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья: платонические, пифагорейские, стоические, атомистические, некоторые идеи досократовских философов ("рассуждавших о природе"). В идейный контекст античной физики некоторые ренес