Пользовательского поиска
|
более
полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного
вывода.
Перечислим
некоторые особенности бэконовской
трактовки индукции, связывающие собственно логическую часть учения
Бэкона с его аналитической методологией и философской метафизикой.
Во-первых,
средства индукции предназначаются для выявления форм "простых
свойств", или "природ ",
как называет их Бэкон, на
которые, вообще говоря, разлагаются все
конкретные физические тела.
Во-вторых,
задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической
терминологии "формальную" причину, а отнюдь не "действующую" или
"материальную", которые, по его мнению, частны и преходящи и
поэтому не могут быть неизменно и
существенно связаны с теми или
иными простыми свойствами.
Он
мыслил индукцию не
как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных
теоретических понятий и аксиом естествознания, или, как он выражался, естественной философии.
Итак,
бэконовское учение об индукции тесно связано с
его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о
простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости.
Таким
образом, мы с уверенностью можем назвать
Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальников современной экспериментирующей науки.
Но
еще важнее, пожалуй, то, что пионер
естественнонаучной методологии не относился
к своему учению
как к истине
в последней инстанции. Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу
с будущим. "Мы не утверждаем, однако, что к этому ничего нельзя
прибавить, - писал Бэкон. - Наоборот, рассматривая ум не только в его
собственной способности, но и в его связи с вещами, мы должны установить, что
искусство открытия может расти вместе с открытиями".
Бэкон
решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности,
когда к природе относились созерцательно, становится задача обращения научного
знания на пользу человечеству: "знания - сила", Бэкон ориентирует на
поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради
него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим
положениям).
Близкие
цели ставятся и Рене Декартом, но он предлагает анализ, требующий строгой
последовательности в познании по образу математики. Особую роль Декарт отводит
самосознанию ("мыслю, следовательно существую"), а также
методическому сомнению.
В истории философии творчество Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто проти