Пользовательского поиска
|
замысел
"Великого Восстановления Наук" -Instaurationis Magnae
Scientiarum - скорее
порождением времени , чем своего ума.
Его
план он опубликовал в 1620 году вместе с "Новым Органоном". Это был
грандиозный замысел.
Его
первая часть "Разделение наук" призвана была дать обзор и классификацию
уже достигнутых человеческих знаний и указать темы, которые, прежде всего,
нуждаются в дальнейшем изучении.
Вторую
часть составлял "Новый Органон или указания для истолкования природы". Здесь
излагалось учение о методе познания как
"законном сочетании способностей опыта и разума" и
"истинной помощи" разума в исследованиях вещей. В
противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского
"Органона" Бэкон выдвигает индуктивную
концепцию научного познания, в
основе которой лежат опыт и эксперимент, определенная методика их
анализа и обобщения.
Эта
часть - философско-методологический
фокус всего бэконовского замысла и вместе
с тем последний
систематически разработанный раздел его "Великого Восстановления
Наук".
Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных
природных фактов, свойств и
явлений, естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые, согласно его
концепции, должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного
обобщения. Небольшой набросок этой части "Приготовление к естественной и
экспериментальной истории, или План естественной и экспериментальной истории,
способной служить надлежащим основанием и базой истинной философии"
появился в 1620 году в одном томе с "Новым Органоном".
В
четвертой части "Лестнице разума" на
частных, но типичных и разнообразных примерах должен был быть
продемонстрирован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия,
методика которого изложена в "Новом Органоиде". К этой части Бэкон
написал лишь небольшое вступление.
Только
предисловие им было
написано и к
пятой части "Предвестию, или
Предварению второй философии". Она должна была содержать предвосхищения подлинно
научного объяснения явлений природы, предварительные результаты собственных наблюдений и
открытий автора, еще
непроверенные надлежащим образом строго научным методом.
Своеобразие интеллектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов, но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для различения истины от вымысла. Схоластика была "книжной" наукой, то есть пользовалась сведениями, полученными из книг. Ощущался недостаток не столько в идеях, сколько в методе для получения новых открытий, в том твердом основании, на котором только и могло быть воздвигнуто здание