Пользовательского поиска

Развивающаяся таким образом система на каждом шагу  обращается к своим основаниям, подвергая их сомнению.

Сомнение - "сомневающаяся"  способность  мышления - единственный достоверный источник всей системы знания, и  сомнение - единственный способ развития знания.

Сомнение, бывшее до сих пор фактором моральным, становится сомнением методологическим, методическим. Усомнившись  во всем, Декарт очищается от схоластических догм и может  строить свою систему на немногих, но прочных основаниях.

По мысли Декарта, метод является орудием человека, и схема  взаимодействия  человек - метод  в процессе работы очень проста и сводится к следующему: метод  совершенствует  определенные способности человека, доводя  само  совершенство до крайних границ. Происходит это в ходе анализа  способностей, состоящего  в сведении их к элементарнейшим, далее нерасчленяемым,  простейшим  действиям.  Но  в таком виде они теряют всякую конкретную связь с той или иной конкретной особенностью конкретного индивида и становятся в силу этого элементами метода, в терминологии Декарта - обретают статут простейших положений, аксиом, на которых базируется метод.

Это орудийный аспект использования метода, то есть  отношение субъект деятельности - орудие деятельности. Но важнейшей чертой метода Декарта является его обращенность на  объект деятельности - материальный мир в целом. Но рассмотрение отношения субъект - объект  приводит нас к основному вопросу философии, а именно его гносеологическому аспекту.  Декарту, как и любому философу, приходится решить для себя этот  вопрос.

         Вот основные положения теории познания:

1. Нужно уяснить себе  то,  что  все  внешние  чувства, поскольку они составляют части тела, хотя мы и применяем их к объектам посредством действия, то есть местного движения, ощущают собственно лишь пассивно, подобно тому как воск принимает фигуру печати.

2. Нужно уяснить себе, что после того как внешнее  чувство приведено  объектом в движение, воспринятая фигура моментально сообщается другой  части  тела,  называемой общим чувствилищем, и притом так, что никакое  естество не переходит реально с одного места на другое.

3. Нужно себе уяснить, что общее чувствилище  действует на фантазию,  или  воображение, так  же, как печать на воск, запечатлевая фигуры или идеи, которые  приходят к нам от внешних чувств чистыми и бестелесными.

4. Нужно себе уяснить, что движущая сила, или сами нервы, имеют свое начало в мозгу, где  находится воображение, возбуждающее их  разными  способами, подобно тому, как внешнее чувство возбуждает общее чувствилище.

5. Нужно себе уяснить, что  сила,  посредством  которой мы собственно  познаем  вещи, является чисто духовной, отличающейся от всего  телесного не менее, чем кровь от костей или рука от глаза,  единственной  в своем  ро

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики