Пользовательского поиска

например, на уровне курса рубля к иностранным валютам, который не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте; в централизации управления валютными ресурсами государства; минимизации числа непосредственных участников внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк, - все это объективно не требовало специальной системы валютного законодательного регулирования, характерной для стран с рыночной экономикой. Регулирование было прямое, административное, государственно-командное.

            Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых «валютных отчислений», когда валютные поступления в определенных пропорциях делились между государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в «валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только балансовые). Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

            В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа валютного регулирования в это время выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона.

            С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала» и многие другие. Названным законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами.

            В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствовало практике большинства

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики