Пользовательского поиска
|
например, на уровне курса рубля к иностранным
валютам, который не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил
инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в
национальной валюте; в централизации управления валютными ресурсами государства;
минимизации числа непосредственных участников внешнеэкономической и
внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк, - все
это объективно не требовало специальной системы валютного законодательного
регулирования, характерной для стран с рыночной экономикой. Регулирование было
прямое, административное, государственно-командное.
Второй
этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией
внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда сначала сотни, а затем
практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации,
учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена
система так называемых «валютных отчислений», когда валютные поступления в
определенных пропорциях делились между государством и непосредственными
производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы,
услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в
«валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только
балансовые). Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988
годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала)
предпринимательства на территории страны.
В
это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате
которой появилось большое число независимых от государства коммерческих банков,
получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения
международных расчетов. Роль специального органа валютного регулирования в это
время выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров
СССР, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров
СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все
это привело к пониманию необходимости специального законодательного
регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных
операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из
органов государственного управления и послужило основанием для разработки в
1990 году проекта специального закона.
С
вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании»
начался третий этап развития валютного регулирования в стране. В юридическую
практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как «валютные
ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты»,
«валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные
с движением капитала» и многие другие. Названным законом были установлены
основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на
территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов
власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании и
управлениями валютными ресурсами.
В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствовало практике большинства