Пользовательского поиска
|
-
распределение сложной информации,
-
выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но
существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка
образцов с целью их копирования. [14, c. 18]
В современных условиях на рынках труда преобладает неценовая
конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не только на
заработную плату, но и на квалификацию. А учитывая то, что происходит процесс
усложнения технологий , квалификация приобретает серьезное значение. Кроме
этого, фирмы, действующие на рынке, обладают достаточными финансовыми
возможностями, чтобы на достаточно длительный период времени снижать цену, и
соответственно, более привлекательно для потребителей на фоне своих
конкурентов. А также учитывая, что потребности потребителей постоянно растут,
фирмам необходимо постоянно обновлять и расширять ассортимент выпускаемой
продукции.
Современные подходы к конкуренции. Современные экономисты считают
конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция
заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать
технологию производства. В западной литературе большое внимание уделяется
формам конкуренции. В частности, различают следующие основные формы
конкуренции:
- совершенная,
- несовершенная.
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных
производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. [13,
c. 247]
Для нее характерны следующие черты:
-
наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара.
Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в
производимой продукции должен быть незначителен;
-
возможность производственного доступа к различным производственным
секретам;
-
однородность продукции , производимой различными предприятиями в рамках
одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
-
хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты
купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [12,
c. 180]
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран
типична была до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в. появляются
крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному
изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией
появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной
конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели
хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".
Первая модель несовершенной конкуренции — монополия.
Ей присущи следующие черты:
-
единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным
производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
-
нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что
не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это
означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него,
т.е. нет приемлемых альтернатив;
-
диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет
значительный контроль над ценой;
-
заблокированное вступление: вступление в отрасль кон курентов в
условиях чистой монополии заблокировано.