Пользовательского поиска
|
Кроме поведенческой и
структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще
функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как
«процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ
— Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру
открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или
понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении
нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря
ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции
«открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что,
сколько, где и кому продавать. [7,
с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек
связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с
принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он пологает, что
конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в
целом отличны от тех , которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя
функциональный понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем,
чтобы дать ей “правильное ”. Скорее, формулируя
свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто хотели заострить внимание
на принципиальной важности определенных последствий конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и другие
определения конкуренции. Конкуренция –
это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С
известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой
борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать
от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из
игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных
стимулов.[6, с.
238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства
за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между
обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих
интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием
услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это экономический
закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями,
среди продавцов и среди покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами
осуществляется из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей
продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.
Производители (продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и
дороже их продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144] и одновременно
весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций
общественного производства.[12,
с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые — купить подешевле.