Пользовательского поиска
|
6. Создание концернов и
холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и укрепляет государственную
монополию (особенно в торговле и снабжении);
7. Отсутствие в госбюджете
средств для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков;
незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных
инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим
становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода,
относятся:
-
налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства,
-
длительные сроки окупаемости капиталовложений,
-
неплатежи,
-
политика существующих на рынке структур;
-
неразвитость рыночной инфраструктуры;
-
ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской
деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные
барьеры.
[8, с.250-252 ]
Механизм создания
эффективной конкурентной среды на потребительском рынке республики и повышения
ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами.
Этот шаг не следует рассматривать как возврат к усилению методов
административного воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров.
[4, c. 7]
Для появления конкуренции в
Беларуси необходимы следующие условия:
- полное обособление производителей как собственников
средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции
(достигается путем создания новых экономических структур в монополизированных
отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций,
концернов и других объединений;
- заинтересованность субъектов
в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная
самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего
субъекта (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников
финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.),
отсутствие диктата со стороны правительства (государства);
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых
норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой,
кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской
политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения
временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции,
специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых
хозяйствующих субъектов;
- преодоление монополизма государственных
управленческих структур; контроль за монополистической деятельностью
хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное
регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к
информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в
действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной
собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной
экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права собственности на средства производства,
на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их
равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические
структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)
[8, c. 255- 266]
Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи.