Пользовательского поиска
|
промышленная элита
(директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополнсты,
руководители теневого бизнеса.
В процессе сращивания
управленческой элиты государственных структур с представителями частного
предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и
негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая
разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система
экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной
власти в производстве и обращении, других сферах деятельности .Возможности
формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством
властей в деятельность предприятий.
Примерами усиления
государственной монополистической практики являются: государственная
интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г. «золотой акции»,
особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний,
принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий
отдельные банки; предоставление монопольных нрав на экспорт шерстяных тканей
концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности
Национального банка» (март 1998 г.) юридически закрепил фактическое руководство
правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых
им решений для Национального банка. Парламент республики узаконил право Совета
Министров проводить единую денежно-кредитную политику . Все это дало основание
некоторым авторам назвать Беларусь полигоном для антиконкурентных действий
правительства.[8, c. 253]
Демонополизация в Беларуси
предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и
развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей
экономике с самого начата акцент был сделан на становление антимонопольного
регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Демонополизация включает
меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства -
ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне
отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации,
концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий -
пресечение диктата производителя (продавца).
Беларусь впервые приступила
к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого в истории республики
антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и
развитии конкуренции» (заметим, что в нем отсутствует определение
демонополизации экономики). Специализированным органом, обеспечивающим
координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений
монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство
предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по
антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМП).
Особенности антимонопольного
регулирования состоят в том, что
1)
его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в
кризисном состоянии;
2)
оно осуществляется при высоком удельном весе государственной
собственности и незначительных размерах частного капитала;
3)
ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
4)
формально заимствует основные подходы американского и
западноевропейского антимонопольных законодательств.
На Западе антимонопольное
регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в
постсоветской экономике - на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной
монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в
сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением
монополизма.